Главарь мощной ОПГ Игорь Рожин — криминальная гроза Томской области выходит на свободу
Как отметил начальник УМВД по Томской области Игорь Митрофанов, Игорь Рожин этапирован сюда для проведения следственных действий.
«После их завершения он будет возвращен в Минусинск», — отметил Игорь Митрофанов.
Отметим, Рожин был арестован в 1999 году, а в 2001-м получил 14 лет заключения.
«Эта фигура была достаточно известна для Томской области. Но он был привлечен к уголовной ответственности в 2001 году, а сегодня 2012 год. Ситуация поменялась кардинально в государстве, в обществе. Поэтому рисков больших я бы с его выходом не связывал. Но, тем не менее мы готовы и, безусловно, после его освобождения будем контролировать его», — уточнил Игорь Митрофанов..
В конце 90 годов, в России еще продолжались криминальные войны, то там, то здесь, гремели автоматные очереди, бизнесменов и бандитов, расстреливали в подъездах и на улицах, днем и ночью, лидеры группировок заказывали своих конкурентов, а те в свою очередь, тоже нанимали профессиональных киллеров, взять под контроль крупный бизнес, это было главной целью организованной преступности.
Томск не остался в стороне от Российской криминальной революции. Здесь тоже шла своя война, и был свой король преступного мира. Два года оперативники Томского ФСБ следили, за автомобилем местного криминального авторитета Игоря Рожина по кличке Рожа, куда бы ни поехал лидер преступной группировки, все с кем бы он ни встречался, всегда и везде за ним наблюдали видеокамеры спецслужб.
Как пишет Gorod.Tomsk.ru, Рожин Игорь Юрьевич родился в 1963 году, занимался восточными единоборствами, около 3 х лет проучился на юридическом факультете томского государственно университета, работал санитаром в морге, где по ночам на трупах отрабатывал приемы карате. Главарь банды прославился особой жестокостью, ставку делал на таких же отморозков, как и он сам. Ростом Игорь Рожин вымахал под 2 метра, а весом 130 кг. В начале, бывший санитар морга был на подхвате у томского авторитета Вершинина по кличке Китаец, а после того как лидер банды умер от передозировки наркотиков, недоучившийся юрист сколотил свою банду — рожинцев.
Владимир Панасенко: Начальник отдела по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом УФСБ РФ по томской области — эта группировка была самой мощной в городе, и ее боевое звено насчитывало около 50 человек, для Томска это очень много. Ни одна преступная группировка, ни один коммерсант не мог протестовать Рожину, он даже не платил, в так называемый воровской «общак».
Возражать Рожину не смели: он расправлялся быстро, жестоко и безнаказанно. Милиции не боялся — хвастал, что она у него «в кулаке». Этот «кулак» он однажды дал понюхать криминальной общественности на «стрелке» с конкурирующей группировкой. Группировку возглавлял бывший собровец, прошедший «горячие точки» и наверняка имевший в местном УВД друзей-приятелей. С Рожиным собровец не поделил, кому из них «крышевать» магазинчик. Рожин без лишних слов прострелил конкуренту ягодицу из пистолета. Защитить поруганную честь перепуганный «ветеран Чечни» даже не пытался…
Александр Давыдов — Начальник УФСБ РФ по томской области — Они действовали очень жестоко дерзко, не задумываясь, могли пустить в ход оружие, приобретали союзников в правоохранительных структурах, у них были свои киллеры, исполнители
Под колпак спецслужб, банда Рожина попала рослее того как ее участники стали активно сотрудничать с казахстанскими баронами оружейного бизнеса. Рожинские приобретали стволы и боеприпасы крупными партиями. Часть криминального товара ящиками отправляли московским криминальным группировкам, за большие деньги. По некоторым данным оружие в Москву оружие направляли самолетами, в одном из столичных аэропортов груз регулярно встречала одна и та же карета скорой помощи. На спец. автомобиле и вывозили оружие с территории аэропорта.
Рожинские занимались не только покупкой и перепродажей оружия. Но и крышевали весь крупный бизнес Томска. Главаря бригады по кличке Рожа боялись, но уважали и коммерсанты и гос. служащие и некоторые представители силовых структур. Во всех учреждениях и офисах к Рожину обращались только по имени и отчеству Игорь Юревич и только на вы. А его подельники между собой авторитета ласково называли Папой.
Татьяна Мелихова зам прокурора ТО : Он себе создал ореол криминального авторитета неуязвимого и очень сильного, поэтому все коммерсанты, чиновники от которых зависело то или иное решение, пребывали и по мнению Рожина, должны были пребывать, под его контролем.
Правой рукой Игоря Рожина был Роман Исаенко бывший криминальный репортер одного из томских телеканалов, также как и главарь банды, он учился в ТГУ, но настоящая бандитская жизнь, его полностью захватила. Так и не доучившись, Роман в результате сам стал героем криминальных теле — сюжетов. Роман Исаенко по кличке Танцор среди рожинских считался интеллектуалом, образованным и умным человеком. Его называли мастером конспирации, он умел ускользнуть от преследования, скрыть следы преступлений.
Остальные члены банды вполне заурядные люди. Костяк банды состоял из семи преданных и надежных людей. Только им доверял, кровожадный, хитрый, осторожный авторитет по кличке Рожа. У главаря шайки был мощный и влиятельный покровитель, так вот этот чиновник, за преданность и за личный вклад Рожина в борьбе с неугодными бизнесменами Томска, подарил своему подопечному роскошный бронированный Мерседес, который по спец. заказу собирался в Германии, для мэра Праги, но видимо у чешского чиновника не хватило денег, автомобиль попал в Россию и достался Рожину.
Спец. службы несколько лет следили за участниками группировки Рожина, все это время оперативники пытались внедрить своего человека в банду, чтобы собрать мощную доказательную базу по всем уже совершенным, и еще только готовящимся преступлениям. В конце 90 годов, рожинская группировка полностью стала контролировать весь город. Бандиты даже решили ликвидировать неугодных им чиновников, и бизнесменов, которые не реагировали на угрозы и не хотели становиться перед ними на колени.
В список предполагаемых жертв попали, зам мэра Томска Анисим Учитель, руководитель городского сада Владимир Кавешников, супруга крупного томского нефтяного магната, Зинаида Дель. Так же бандиты планировали расправиться с бывшим председателем областного законодательного собрания. Оружие и боеприпасы были уже на готове, киллеры отрабатывали маршруты передвижения своих жертв. В Томске прогремели первые взрывы, бандиты объявили охоту на тех, кто отказался им подчиниться.
Одна группа оперативников постоянно каталась по городу за Мерседесом авторитета, Игоря Рожина, другие же оперативники работали по другим членам банды, пытаясь кого ни будь, из них завербовать. Со временем удалось вычислить штатного киллера томской бригады, им оказался бывший спецназовец Виктор Роде по кличке Немец. Он по вызову приезжал в город и делал свою работу. За наемником долго следили и наконец, тайно задержали. Просидев ночь в сизо, киллер неожиданно согласился сотрудничать с оперативниками, и пообещал помочь в поимке главаря банды. После этого все планы готовящихся бандой Рожина убийств тут же становились известны ФСБ.
Бывший спецназовец в киллеры попал по недоразумению. В пивнухе Роде познакомился с парнями из «бригады» Рожина, те пригласили Витю в свой дружный коллектив. Бывший спецназовец умел профессионально стрелять и драться.
Oднажды во время пьяной драки Роде кого-то вырубил — как он посчитал, насмерть. Рожин его в этом не разубеждал. Наоборот, сообщил, что объявлен розыск, и помог Немцу укрыться. Его целиком взяли на содержание.
Существует и другая версия почему Виктора Роде согласился сотрудничать с ФСБ – после того как ему поручили убийство крупного томского чиновника, Анисима Учителя, Немец смекнул, что если он расстреляет вице-мэра, на него объявят охоту спецслужбы. Да и свои, скорее всего, ликвидируют как ненужного свидетеля. И Роде явился в ФСБ с повинной.
Два года, пока шла разработка операции, Немца прятали на конспиративной квартире. Офицеры ФСБ охраняли его, кормили, развлекали — принесли книги, шахматы, штангу. Потом переместили в столярную мастерскую, где он освоил новую профессию, а когда все благополучно закончилось, даже открыл свой маленький бизнес. Чекисты сдержали слово: уберегли Роде, и его семью от мести бандитов, а по уголовному делу бывший киллер, проходил только как свидетель. Для защиты Немца, ФСБ использовала все внутренние ресурсы. Хорошо, не понадобилось прятать свидетеля в другом городе, покупать ему квартиру: банду ликвидировали под корень.
Кроме того, Немцу повезло, что спецслужбы не стали сильно копаться в его не безоблачном прошлом.
Вообще явка с повинной Роде оказалась для УФСБ подарком фортуны. К банде Игоря Рожина присматривались давно, но подступиться к ней было очень сложно. В группировке «служили» несколько бывших милиционеров, которые наладили эффективную систему безопасности. Да и среди действующих сотрудников Томского УВД у Рожина, вероятно, имелись друзья.
Чекисты однажды сильно обожглись, предоставив однажды милиции видеозапись «разборки» рожинцев с азербайджанцами. Пленка зафиксировала все: сбор вооруженной рожинской «пехоты» у общежития, где проживали кавказские конкуренты, инструктаж бойцов самим Юричем, штурм общаги и возвращение победителей. Рожинцы до полусмерти избили с десяток человек, а некоторых в упор расстреливали резиновой картечью.
В милиции внимательно просмотрели «кино» и всех «актеров» во главе с Рожиным задержали. Но через день отпустили. За недоказанностью. А пострадавших кавказцев «бригада» в два дня выкинула из города, чтобы не было свидетелей, Юрич самодовольно бродил по коридорам УВД, ласково здороваясь с обитателями некоторых кабинетов.
В январе 1999г. Бывший санитар морга, Игорь Рожин, и его главный подручный, бывший криминальный журналист роман Исаенко, решили расправиться с Зинаидой Дель.
Её муж, Александр Дель, являлся главой крупной нефтяной компании ООО «Элан-Трейд» . Томские преступники были тесно связаны с этим предпринимателем и со временем, братки решили подмять под себя весь его бизнес.
Завладев ООО «Элан-Трейд», оборот которой исчислялся не одним миллионом долларов, группировка могла быстро легализовать собственные капиталы. Но тут рэкетом не обойдешься: надо все хозяйство переписать на кого-нибудь из своих людей.
Но как? У гендиректора Александра Деля был сын Данила, который нуждался в надежных и сильных друзьях.
И такой друг у него появился — Роман Исаенко. Он быстро стал своим человеком в семействе гендиректора. С папой он степенно беседовал об экономике. Маме Зине с выражением цитировал поэтов «Серебряного века». Данила гордился новым другом, перед которым раскрывались все двери и гнулись спины (попробуй не согнись перед «правой рукой» самого Рожина!). В воскресенья и праздники семья Делей без Ромы не садилась за стол.
Так как у Александра Дель, в то время были проблемы с сердцем, и он находился на лечении за границей, бандиты посчитали, что надо убить его жену. Ослабленный болезнью бизнесмен, не пережил бы смерти жены и тоже отправился бы в мир иной, такой был план рожинцев. Не начни киллер Роде к этому моменту сотрудничать со спец. службами, запланированное заказное убийство было бы совершено, и не только это.
На том же месте и в один тот же час лидер группировки Игорь Рожин назначал встречу своему штатному киллеру. Лидер группировки называл фамилии жертв, и устанавливал сроки ликвидации.
Технические службы ФСБ, записывали все встречи бандитов и фиксировали их встречи на видео.
За убийство Зинаиды Дель, авторитет обещал заплатить наемнику Роде, 15000 тыс. долларов. Роман Исаенко, который также присутствовал на переговорах, показал будущую жертву. Виктору Роде на выбор было предложено несколько образцов оружия, но не смотря на серьезную подготовку, убить Зинаиду Дель сразу не получилось. Женщина вела активный образ жизни и часто выезжала за границу.
В марте 1999г. Игорь Рожин с тем же Романом Исаенко, задумали проучить директора торгового центра пассаж Дениса Молоткова. Криминальный авторитет постоянно предлагал коммерсанту свою надежную крышу, но тот имел наглость отказаться от неё. По приказу руководителя банды, штатный подрывник Алексей Дырин, отправился взрывать квартиру Молоткова, но ошибся подъездами, вместо двери Молоткова была взорвана дверь пенсионерки Валентины Мусохрановой, только по чистой случайности женщина не пострадала.
Пока продолжалась охота на Зинаиду Дель, супругу нефтяника, в городе по приказу Рожина были взорваны автозаправочные станции. С помощью таких акций, криминальный авторитет пытался подчинить себе владельцев АЗС, чтобы лично устанавливать цены на топливо в городе. Благодаря тому, что киллер Виктор Роде стал двойным агентом, и работал уже ни только на главаря банды а еще и на спец. службы, стали известны и новые планы бандитов, Рожин расширил список будущих жертв.
В конце лета того же года, Рожин захотел прибрать к рукам городской сад, где было много коммерческих точек. Он приказал ликвидировать директора сада Владимира Кавешникова. На этот раз в качестве киллера, главарь привлек своего давнего приятеля и сообщника, Юрия Адышева. Убийца не раз ходил в сад, и выслеживал Кавешникова, устраивал засады возле подъезда.
Параллельно с этим покушением, Рожин готовил убийство вице мэра Томска, Анисима Учителя, который курировал департамент недвижимости. Группировке Рожина принадлежал гастроном «Купец», который никогда не платил арендную плату, и задолжал,в бюджет 500 000 рублей. Вице-мэр Анисим Учитель, человек в городе новый, он отнесся к фигуре грозного Юрича без должного пиетета. И потребовал вернуть в казну полмиллиона рублей. Иначе суд и выселение. Договориться по-хорошему с Учителем не удалось — дело действительно дошло до суда.
Такое не прощается: вице-мэра решено было показательно казнить прямо на пороге дома. Рожин решил погасить этот кредит автоматной очередью. Расправиться с чиновником, было поручено все тому же Виктору Роде.
Он как мог, тянул время, то ему не нравилось оружие, то погода.
В результате спецоперации ФСБ, последние грандиозные планы бандитов, были сорваны, все члены группировки, были установлены, пришло время нанести удар, тем более что рожинцы, уже имели свои виды на высокие посты в местных органах власти.
28 сентября 1999г. машина наружного наблюдения ФСБ, в последний раз поехала за Мерседесом авторитета Рожина, на окраине Томска главаря, уже ждали бойцы спецназа ФСБ. Один из автомобилей оперативников пошел на таран бронированного Мерседеса. Оперативники долго ждали этого момента, без стрельбы и лишнего шума Игоря Рожина задержали вместе с его подчиненными. Наручники мгновенно оказались на запястьях бандитов. Такой акции спец. служб против себя влиятельный хозяин города, конечно, не ожидал, он был уверен в своем могуществе, и если бы что-то против него готовилось, его бы обязательно кто-то предупредил, но не в этот раз.
После этой операции ФСБ, оставшиеся на свободе томские бандиты, поспешили уехать в сторону Новосибирска. Уже на первых допросах главарь банды занял выжидательную позицию, он сразу же отказался сотрудничать со следствием, а потому молчал. Вел себя довольно нагло и дерзко, он был уверен в том, что за него обязательно заступятся его высокопоставленные покровители, но помощи, так и не дождался.
Но среди арестованных лидеров группировки не оказалось Романа Исаенко. Танцор (так его в отчетах называли опера) успел спрятаться в Москве. Справил себе новые документы и, превратившись в Сашу Морозова, спокойно попутешествовал по Испании, Польше, Дании, а затем осел в Санкт-Петербурге.
Чекисты разыскивали его три года. А «Саша Морозов» мирно обитал в уютной квартирке на Литейном проспекте. Подвела Рому любовь-злодейка. Девушка, к которой Исаенко пылал нежной страстью, отправилась навестить его в Питере. Чекисты — следом (ее телефон с санкции прокурора прослушивался). И вместо любимой Рому нежно обняли опера. В отличие от своего шефа Рожина, после ареста Исаенко согласился сотрудничать с ФСБ и сам рассказал о своем криминальном прошлом.
Исаенко не склонен считать себя преступником-рецидивистом. Утверждает, что просто он так «искал себя», пытался самореализоваться как личность. В «зоне» он слывет чудаком: читает Конфуция, предельно вежлив со всеми, но держится особняком. Для познания тайн Востока время есть — сидеть ему девять лет. Возможно, он себя все-таки найдет.
Роде: Дело в том, что это не моя война была вообще, это не моё, не мой бизнес, попал в эту ситуацию, совершенно случайно, так что у меня был выбор один — желание выжить.
По словам Роде, его постоянно инструктировал Роман Исаенко, который показывал фотографии жертв и предлагал на выбор пистолеты и автоматы.
На лесные пристрелки оружия, Исаенко всегда привозил новые брошюрки уголовного кодекса России. Эти книжки бывший криминальный репортер, использовал в качестве мишеней. Виктор Роде никогда не промахивался, он ведь опытный стрелок, только после ликвидации всей банды Игоря Рожина, работники спец. служб раскрыли все планы бандитов. Намеченные преступниками жертвы, наконец, узнали, кто и за что должен был их убить.
Так и не убивший уже ни кого, штатный киллер банды Виктор Роде, показал следователям места своих тренировок, а также продемонстрировал оружие.
Во время расследования удалось выяснить что, именно группировка Рожина еще в 97 году, первый раз покушалась на чиновника фонда Обязательного медицинского страхования – Александра Деева. Тогда преступники взорвали его кабинет, бомба сработала поздно вечером, и Деев остался жив.
Оперативникам с трудом, но все же, удалось обнаружить оружейный склад банды Рожина. Отвечал за хранение боеприпасов, Дмитрий Ушаков, в его ведении был весь арсенал, которым можно было вооружить целое войсковое подразделение – десятки пистолетов с глушителями, автоматы с оптическими прицелами, гранатометы, тротиловые шашки, боевые гранаты, патроны в ящиках и ведрах, все это было закуплено для бойцов бригады Игоря Рожина.
Для чего столько стволов, к чему готовились бандиты, куда делись автоматы и пистолеты, которые по документам Ушаков выдал еще в конце 90 годов. Главный оружейник авторитета, вел учет и все записывал в своих документах. Не смотря на то, что оперативникам стали известны планы бандитов, и предотвращены убийства и серии взрывов, Рожин так и не признал своей вины, он и на суде утверждал, что никого не собирался убивать, а просто это была игра с чекистами.
Рожин: Я профессионально занимался торговлей бананами, где потерпевшие?, на суде не было ни одного потерпевшего, мне нечего бояться, мне дали всего 14 лет сроку.