Грузинские воры в законе
В советское время в Грузии воры в законе были весьма популярны. Они имели особый статус — жили шикарно, ни в чем себе не отказывая, при этом их слово было законом. Так что быть «законником» в советской Грузии было модно и почетно.
Такая «романтика» привлекала мальчишек – в то время как некоторые школьники мечтали стать космонавтом или врачом, другие хотели стать вором в законе, то есть — «крутым». Воровские традиции пускали корни среди молодежи также благодаря обширным родственным связям, которые соединяли криминальных авторитетов и партийную бюрократию.
Подъем грузинских «законников» совпал по времени с падением других воров в законе – многих перестреляли без суда и следствия на месте преступления во время Великой Отечественной войны.
Часть погибла в 50-х во время «сучьей» войны, когда авторитеты, оставшиеся за решеткой во время Отечественной войны, и воры-фронтовики столкнулись в лагерных бараках.
По воровским понятиям взять оружие у государства было против правил. Кроме того, организованную преступность сильно прижало и советское МВД, к тому времени окрепшее.
Однако, «лакомые кусочки», появлявшиеся все больше в Союзе в виде незаконных подпольных мастерских и магазинов, которыми владели так называемые «цеховики», притягивали воров в законе. Сходка между «ворами в законе» и «цеховиками» прошла в Кисловодске в 1979-м. На той встрече было решено, что «цеховики» будут платить 10% от доходов ворам в законе.
Грузинские воры и власть
Вопрос соединения с властью и участие в политической жизни воры со всего СССР обсуждали в Тбилиси в 1982-м. Воры в законе из Грузии, у которых были такие амбиции и возможность, поддерживали эту идею.
Поговаривают, что именно из-за амбиций многие в Грузии покупали не только дипломы и диссертации, но и титул «вора в законе». «Корону» в те далекие времена в Грузии можно было купить за взнос в криминальную кассу или «общак» в размере от 100 до 500 тысяч долларов. Ставки с годами увеличились вдвое.
«Традиционалисты» были против вмешательства в политику – они считали, что любое общение с властью против понятий, поэтому вопрос остался открытым.
Воры в законе из Грузии отстаивали свою позицию и со временем получили еще больший авторитет, благодаря дальнейшему расширению коррупции и приводя к власти своих людей.
Так, один из самых влиятельных грузинских воров в законе 80-х Джаба Иоселиани, который способствовал возвращению в Грузию Эдуарда Шеварднадзе, в итоге стал видной политической фигурой в стране. Считается, что именно воры в законе из Грузии сыграли большую роль в обезличивании прежних воровских понятий.
В Грузии воры вне закона
В целях превенции советские власти перманентно притесняли воров в законе, поэтому многие из них уехали из Грузии кочевать по Союзу в поисках «земли обетованной».
Большинство из них осели на территории России, а также на Украине. Вольготная жизнь воров в законе в Грузии закончилась с приходом к власти Михаила Саакашвили. По инициативе третьего президента страны был принят закон «Об организованной преступности» — уникальный в мировой юридической практике.
Пребывание в статусе вора в законе и членство в воровском сообществе с 2005 года в Грузии являются уголовными преступлениями. Для «воров в законе» придумали наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет, а за членство в воровском сообществе – от трех до восьми лет.
С таким законом жить в Грузии ворам в законе стало некомфортно, и они отправились бродить по свету в поисках более благодатной среды.
В Грузии воров в законе не осталось, разве что в тюрьме — они уехали в Россию, Италию, Германию и другие страны, пытаясь обосноваться и укрепить преступные связи везде, куда их закинет судьба.
Воры в законе из Грузии держатся в основном кланово, вместе и сообща отстаивают свои интересы, что, наверно, делает их наиболее заметными.
По последним данным МВД Грузии, зарегистрировано 325 «воров в законе» грузинского происхождения — большинство из них проживает на территории постсоветских стран и в Европе.
В апреле 2018 года в Грузии ужесточили законодательство. В Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах появились такие понятия, как «участие в воровской сходке» и «поддержка деятельности воровского сообщества». Обращение к члену воровского мира/вору в законе также стало уголовно наказуемым.
В Грузии сейчас ворам в законе грозит от девяти до 15 лет тюрьмы, а за членство в воровском мире — от семи до десяти лет.