Балашихинская организованная преступная группировка
К середине 1986 года в Балашихинском районе было сформировано несколько устойчивых вооружённых преступных групп. Наиболее авторитетными из них были группировки, возглавляемые Сергеем Фроловым («Фрол») и Владимиром Мушинским («Муха»). Поначалу группировки тесно взаимодействовали между собой. Основными их занятиями в те годы были мошенничества, кражи, разбои и грабежи.
С 1987 года между группировками началась война за контроль над территорией. Периодически она перерастала в вооружённые конфликты, чем дальше, тем чаще. Первой такой перестрелкой являлась произошедшая летом 1987 года между членами группировок Фрола и Мухи, в результате которой были ранены шесть человек, включая Мушинского.
На первую роль в районе постепенно стал выходить Сергей Фролов. В немалой степени этому способствовали его незаурядные умственные способности, которые великолепно дополнялись его спортивным телосложением (Фрол занимался боксом). Фролов постепенно обзаводился преданными людьми, заводил связи с администрациями Балашихинского и Ногинского районов Московской области.
В 1988 году, в период экономических реформ Михаила Горбачёва, Фролов открыл кооператив «Вымпел», который специализировался на пошиве джинсовых вещей, изготовлении мебели и бижутерии. Официально он не являлся владельцем кооператива, однако все, кто был близок к кооперативу, знали истину.
Группировка Мушинского находилась в плачевном состоянии. Муха и двое его приятелей — Маноха и Чистяков, были приговорены к смерти ворами в законе за убийство грузинского вора в законе Теймураза Пхакадзе по кличке «Тимур», совершенное 17 мая 1989 года. 14 февраля 1990 года Маноха был ранен несколькими выстрелами. После излечения он попытался скрыться, но в апреле 1991 года был арестован, а спустя две недели скончался от побоев в камере.
Фролов же, наоборот, отдавал часть доходов группировки в воровской «общак». Влияние группировки усиливалось. Имелись данные о том, что Фрол имел большие связи не только с разными людьми в Московской области, но и за её пределами. Фролов активно искал покровительства воров в законе, например, Александра Захарова (Шурика Захара), Павла Захарова (Паши Цируля), Вячеслава Иванькова (Япончик).
Однако конкурентам «балашихинских» не могло понравиться усиление последних. Неоднократно случались криминальные разборки.
Группировка при Фроле
Фролов был яростным противником кавказцев. Одной из первых разборок его группировки стала разборка с чеченской преступной группировкой. «Стрелка» окончилась достаточно мирно, сторонам удалось договориться.
Спустя некоторое время у «балашихинских» начался конфликт с Реутовской ОПГ. По заказу Фролова были убиты три её авторитета — Парамонов, Шишков и Коровкин. Их тела с простреленными головами были обнаружены в машине около деревни Афанасово.
Непримиримость Фролова неоднократно становилась причиной кровавых разборок. Так, в микрорайоне Бутово Москвы «балашихинские» и их противники (общей численностью более 100 человек) устроили перестрелку, в результате которой погибли трое человек.
В сферу интересов Фрола попадал и автобизнес. За Балашихинскими автосервисами осуществлял контроль некий Смирнов по прозвищу «Мафрик». Мафрик вскоре решил отойти от «балашихинских», однако это оказалось невозможным, и Смирнов был убит выстрелом из пистолета в собственной квартире.
Сергей Фролов стал весьма заметной фигурой в Московской области. Его люди имели деловые контакты с бизнесменами из прибалтийских стран и Западной Европы. В сфере интересов «балашихинских» — индустрия цветных металлов, нефтепереработки. Имелись данные о принадлежности членам группировки недвижимости в разных регионах России и заграницы, в частности, известно, что гостиница «Ореанда» в Крыму контролировалась «балашихинскими».
О знакомствах Фрола можно судить по следующим обстоятельствам — его дважды задерживали сотрудники Регионального Управления по борьбе с организованной преступностью по Москве и Московской области. Оба раза, несмотря на то, что при обысках у него находили огнестрельное оружие, он достаточно быстро выходил на свободу.
Смерть Фрола
В ночь с 30 на 31 декабря 1993 года у приятеля Фролова, директора сети игорных заведений «Империал» Александра Тимашкова, был день рождения. Праздник отмечался в казино «У Александра» на Носовихинском шоссе, в городе Железнодорожный. Среди приглашённых были сам Фролов, а также криминальный авторитет Григорий Соломатин (личность Соломатина достаточно спорна: по одной из версий, он был наемным киллером, по другой, — держателем общака).
Между Соломатиным и Фроловым произошёл конфликт. Подлинные причины его так и остались неизвестными. Соломатин и Фрол уединились в отдельной комнате, где о чём-то долго разговаривали, а затем прозвучал выстрел, оказавшийся роковым для последнего. Услышав выстрел, гости бросились в комнату. Увидев лежащего Фролова, они набросились на Соломатина и его приятеля Баскакова и забили их насмерть. Впоследствии их тела всплыли в одном из водоёмов города Железнодорожный. Александр Бочаров привез Фролова в районную больницу, но там его не приняли. Затем его отвезли в военный госпиталь, но лидер Балашихинской ОПГ скончался.
Хоронили Сергея Фролова на деревенском кладбище в селе Воскресенское Ногинского района. На похоронах присутствовало полторы тысячи человек. Траурная процессия растянулась на несколько сотен метров.
Группировка после гибели Фрола
Гибель Фролова привела к массовому переделу криминальных сфер влияния. В результате этого передела были убиты криминальные авторитеты Паша Родной, Емеля, Назар, Бакинец, погибли или были тяжело ранены около пятидесяти бандитов из разных группировок.
В марте 1994 года был убит легендарный вор в законе Султан Даудов («Султан»), единственный чеченец — вор в законе, которого называли одним из вероятных заказчиков убийства Фрола.
Внутри банды также начались серьёзные внутренние конфликты, вызванные борьбой за власть. В течение короткого времени после гибели Фрола были застрелены его сын, правая рука Фрола — Александр Мизя, претендовавший на роль главаря банды Игорь Баранов (Баран), Вячеслав Мжельский (Мжеля) и др. Банда перешла под контроль Валерия Смирнова (Ясный) и братьев Заторкиных. Последние были убиты в 1997 году, предположительно после внутренних размолвок с Ясным (его подозревали в гибели Заторкиных, однако обвинения так и не были предъявлены).
Балашихинская ОПГ стала полностью контролироваться Валерием Смирновым (Ясным), которого называют «главный бандит Балашихи». Сегодня Валерий Смирнов (Ясный) — одна из самых известнейших и влиятельных фигур российского криминального бизнеса. От практики разбойного бандитизма банда постепенно перешла к серым, полукриминальным схемам интеграции с властью. В частности, в прессе неоднократно появлялись сообщения о его связи с чиновниками Балашихи, однако никаких уголовных дел заведено по этому поводу не было.
По некоторым данным, а также со ссылкой на свои источники в МВД, Валерий Смирнов (Ясный) близок с Захарием Калашовым (Шакро Молодой) и был в дружеских отношениях с Вячеславом Иваньковым (Япончик).
В 2017 году, после публичного вмешательства президента Владимира Путина в ситуацию с Кучинским полигоном, полностью контролируемым на тот момент балашихинской ОПГ (через брата убийцы Фрола, Григория Соломатина, — Александра), свалка была закрыта, многие преступные схемы, связанные с отмывкой преступных доходов, были разрушены.