Преступная группировка братьев Седюк
Профессионалы считают, что в Петербурге никогда не было такого волевого, умного и решительного бандитского лидера, как Николай Седюк. Он родился 11 апреля 1953 года в поселке Прохладное в Кабардино-Балкарии. Рано оставшись сиротой, Николай Седюк отучился в школе, отслужил в авиационной части в Красноводске, а потом приехал в Ленинград, где поступил в Технологический институт холодильной промышленности. Дело в том, что тогда в Ленинграде уже осел старший брат Николая, Александр Седюк (он, кстати говоря, также окончил «холодилку»).
Александр Седюк, которого за сходство с американским актером Грегори Пеком прозвали Маккеной, в начале 80-х годов уже достаточно глубоко вошел в преступную среду Питера, занимаясь и антиквариатом и другими интересными «темами». Маккена близко знал знаменитого Горбатого, Гену-руку, Сережу-Сельского. Николай «подтянулся» позже.
Седюка-младшего называли Колей-Каратэ и Мини-Шварценеггером, потому что при росте 178 сантиметров он весил более 90 килограммов и притом не имел ни капли жира. В отличие от своего старшего брата, баловавшегося «кайфом», Николай не пил, не курил, не употреблял наркотики и вообще очень тщательно следил за своим весом и здоровьем, постоянно посещая клуб «Ринг». Не менее трех раз в неделю Николай ходил в сауну.
Рассказывали, что во время одной из разборок Седюк-младший выпрыгнул из положения сидя на два метра, сломал противнику руку и мягко опустился на ноги. Ходили также легенды о том, что Коля-Каратэ владел технологией бесконтактного кунг-фу и умел наносить некие энергетические удары.
К 1987 году Николай и Александр Седюки (а надо сказать, что в 1985-м Александр вернулся в Питер после отсидки) сколотили вокруг себя устойчивую преступную группу, ядро которой составили сами братья, актер театра на Литейном Аркадий Шалолашвили по кличке Шалик, Гога Геворкян по кличке Макси-Шварценеггер и Виктор Казанцев по кличке Витя-Свердловский. Позже к пятерке примкнул и Олег Мифтахутдинов-Микотадзе.
Считалось, что при необходимости Седюки могут задействовать до ста бойцов единовременно. Однако точную цифру здесь вряд ли кто-нибудь назовет, потому что банда Седюков ведь не была военной структурой с четким штатным расписанием и делением на взводы и роты.
Ходили слухи о том, что примыкал к банде и некто Владимир Голубев, больше известный под кличкой Бармалей. Однако, например, сам Маккена категорически это отрицал и говорил, что никакого особого влияния брачный аферист Бармалей на организацию Седюков не оказывал.
Бригада братьев Седюков занималась своим преступным промыслом на очень высоком интеллектуальном уровне. Они практиковали интересные оригинальные «разводки», при которых некоторые члены команды использовались втемную. При разработке таких разводок-спектаклей пригодились актерские и режиссерские способности Аркадия Шалолашвили, снявшегося к моменту последнего ареста в 18 кинофильмах, и, в том числе, в главной роли в фильме «Остров погибших кораблей». По слухам, однажды Шалолашвили устроил на кладбище целое представление для «терпилы безответного» — с разрытыми могилами, с изготовившимися «убийцами» — короче, нагнал жути на жертву, которая была в конце концов просто счастлива отдать свои кровные наворованные денежки.
Любопытно, что, когда Шалолашвили арестовали, за него ходатайствовали такие известные люди, как Михаил Боярский и Константин Райкин. Бандиты очень уважали Шалолашвили и называли его не иначе как Аркадием Палычем. Сам Шалолашвили происходит из богатой еврейской семьи одесситов. Отец его всю жизнь плавал на морских судах, а мать работала стоматологом. У Шалика были очень тесные связи в актерской среде. Еще по первой судимости за него ходатайствовал Ролан Быков. А в свое время Аркадий Палыч был женат на известной телеведущей Валентине Печерниковой.
Знал Шалолашвили и Япончика. Впрочем, с Москвой у банды Седюков были вообще особые отношения. Колю-Каратэ непосредственно курировал один московский вор в законе. Любопытная подробность — сразу после ареста Николая Седюка в 1987 году его куратор внезапно умер от сердечной болезни. При этом многие информированные эксперты выражали сомнение по поводу естественных причин его смерти…
Впрочем, о загадках, связанных со смертями многих известных людей, и в том числе Аркадия Шалолашвили и самого Коли-Каратэ, речь еще впереди. Николай Седюк был хорошим семьянином — он долгое время жил с одной официанткой, фактически усыновив ее ребенка. Для приемного сына он никогда не жалел денег, хотя в общем-то считался человеком скуповатым. На себя он тратил мало, экономя даже на одежде, а от таксистов требовал отсчитывать ему сдачу с точностью до копейки. Правда, по поводу этой прижимистости есть и другое мнение — рассказывали, что Николай Седюк требовал полную сдачу с таксистов по принципиальным соображениям, и если водила рассчитывался полностью сам, без напоминания — то вот в этом случае Коля-Каратэ давал ему на чай.
И все равно не любил младший Седюк тратить деньги, он их любил собирать. Команда Седюков взяла под свой контроль «ломщиков», работавших вокруг чековой «Березки» на набережной адмирала Макарова. Все, кто там «трудился», должны были отчислять банде треть от своих доходов, а Седюки брались прикрывать мошенников и кидал от милиции. По оперативной информации, у бригады Коли-Каратэ были очень серьезные и весьма многочисленные связи в правоохранительных органах, однако после ареста членов банды — они практически никого из ментов-оборотней не сдали.
Группа Седюков была ликвидирована в 1987 году, когда их авторитет в Ленинграде не мог оспорить никто — им платили даже знаменитые братья Васильевы, занимавшиеся кидками на авторынке. Бригада Коли-Каратэ была первой в городе на Неве, попытавшаяся поставить насилие как способ добывания денег на «конвейерную основу». Николай Седюк был весьма талантливым организатором и сильным лидером. Во время следствия он удивил даже видавших виды оперативников — тем, что не сказал вообще ничего. Хотя для того, чтобы его расколоть, использовался достаточно большой спектр средств.
Все арестованные члены группировки получили длительные сроки лишения свободы. Николай Седюк должен был выйти на свободу в 1993 году. Официально находясь на поселении, он уже летом 1993 года жил в Петербурге. И вот тут начались странные вещи. В июле 1993 года умер (по официальной версии, от цирроза) в зоне Шалолашвили, которого торжественно потом похоронили в Комарово. Рассказывали, что у покойника был почему-то поврежден горловой хрящ…
А еще один близкий Аркадию Павловичу человек высказывал предположение, что на кладбище в Комарово закопали вовсе не Шалолашвили… Но самое странное заключается в том, что в день похорон Аркадия Павловича Николая Седюка убили тремя выстрелами в спину, когда он совершал пробежку по проспекту Энтузиастов. Вероятно, было очень много тех, кто очень не хотел бы возвращения Коли-Каратэ в бандитский мир Петербурга…
Вскоре после гибели Николая Седюка в Москве расстреляли Амирана Квантришвили, а потом ликвидировали и его брата — самого Отари. Учитывая тесные связи Седюков с Квантришвили, многие информированные источники считали, что между этими смертями есть прямая связь.
Что же касается брата Коли-Каратэ — Александра Федоровича Седюка (Маккены), то он остался жив, похоронил брата, сел в тюрьму, вышел на свободу, но большого влияния в мире организованной преступности Петербурга добиться не сумел. В самом начале 1997 года он был в очередной раз арестован с предъявлением обвинения по «родной» 148-й статье Уголовного кодекса. Статья эта предусматривает наказание за вымогательство.