Трагедия в Сокольниках
10 марта 1975 года‚ Москва. Дворец спорта в Сокольниках, международный хоккей в лице юниорской сборной СССР и канадской команды «Бэрри Кап» из провинции Онтарио. Возраст соперников — 17 лет. Матч из серии между нашими и канадцами, а ее официальным спонсором стала всем известная компания по производству жвачки Wrigley. Любопытно, что по условию контракта канадские хоккеисты и персонал команды должны были в этом турне жвачку… раздавать. Бесплатно. В виде подарков советским детям и подросткам.
Тогда не было смартфонов с камерами, но у канадцев была кинокамера. Ею они и снимали, как советские мальчишки чуть не дрались, когда им буквально бросали в «подарок» жвачку, которая на Западе, само собой, не являлась ни дефицитом, ни вообще большой ценностью. Вот и матч 10 марта 1975 года собрал много именно школьников, которые прослышали о «щедрых канадцах». Таким образом, реклама работала как надо, и на игру собралось почти пять тысяч зрителей.
Из показаний свидетеля А.Назарова (15 лет)‚ который присутствовал на том злополучном матче, «мне повезло — вместе с двумя одноклассниками мы уселись на первом ярусе в третьем ряду — как раз напротив скамейки канадцев. Всю игру канадцы оборачивались и кидали детям жвачку и наклейки. В зале сидели солдаты и милиция — и они многим не позволяли все это подбирать. В девятом ряду сидели иностранцы, но и к ним нам не разрешали приближаться. Матч закончился 5:3, и, как раздалась сирена, мы устремились к выходу, чтобы успеть к посадке иностранцев в автобусы — там еще что-то можно было ухватить. Если б мы знали, что из-за этой жвачки наш друг Вовка погибнет!»
Из показаний свидетеля Л.Биченковой, «после матча мы с мужем пошли к выходу. Когда до конца лестницы осталось ступенек 20, я увидела, как какой-то мужчина поднял мальчика и кричал: «Остановитесь!» Но народ все равно напирал. Мне удалось пройти мимо упавших. Выйдя на асфальт, начала искать мужа. Рядом пластами лежали люди, и милиция пыталась хоть кого-то вытащить из завала. Мужа вытащили и стали делать ему искусственное дыхание. Затем я вместе с ним села в автобус и поехали в Остроумовскую больницу, где муж и скончался».
Трагедия в Сокольниках 1975 года
Невероятно, но, как позже выяснили следователи, во время международного аншлагового матча на стадионе отсутствовали как его директор, так и заместитель. Точнее‚ последний покинул каток во время игры. Из персонала оставались дежурный администратор и электрик. Следствие посчитало в результате экспертиз, что электрик находился в состоянии алкогольного опьянения. Возможно, именно поэтому он, предположив, что все зрители уже покинули трибуны, преждевременно погасил все освещение дворца спорта.
В 1975 году во дворце спорта «Сокольники» было четыре выхода. И один из них, юго-восточный, ближайший к метро и к канадским автобусам, был закрыт. Вспоминает один из работников дворца: «На трибунах была в основном молодежь. После матча милиция проводила зрителей, сидевших на юго-востоке, к северо-восточному выходу, потому что там
ворота якобы были открыты. Как оказалось, второй выход был закрыт, но никто не знал об этом. Народ хлынул туда, где стоял автобус с игроками гостей, их родителями, канадскими болельщиками. По трибунам пронесся слух, что там раздают жевательную резинку.
Когда люди узнали о раздаче жевательной резинки, они побежали на ту часть балкона. Вроде бы снизу от автобуса жвачку кидали на балкон. Наверное, что-то не долетало и падало на землю. Все решили побежать за ней по лестнице не зная, что юго-восточный выход закрыт. Там была так называемая накопительная площадка. Очевидно, там все и началось. Кто-то споткнулся, упал и… Навалились друг на друга, образовалась куча мала».
Получился настоящий живой пресс. В итоге в дикой давке погиб 21 человек, из них 13 жертвам не исполнилось и 16 лет‚ 25 человек получили увечья. Трудно даже подобрать слова для этой хоккейной «ходынки»… Тут ведь проявилось не только неумение и халатность администраторов катка, но и ущербность советской политики в отношении, прости господи‚ жвачки. Подростки настолько были доведены ее дефицитом,что готовы были, как собачки бросаться на глумливые‚ унизительные подачки канадцев…
В советских СМИ о трагедии не сообщили ни слова‚ а канадцы сыграли в столице еще два матча‚ запланированные согласно контракту с Wrigley. И как ни в чем не бывало, по словам свидетелей тех матчей, разбрасывали для советских школьников жвачку…
Кстати, суд приговорил директора дворца спорта Александра Борисова к 3 годам лишения свободы, его заместителя приговорили к условному сроку, начальника 70-го отделения милиции, начальника отдела Сокольнического РУВД — к 3 годам лишения свободы, но уже в декабре того же 1975 года все осужденные были амнистированы. Также был снят с
должности заведующий отделом спортсооружений Московского городского спорткомитета Николай Козырин, находившийся в тот день в заграничной командировке в Гамбурге.
Тогда же возникли версии, что столь «демократичные» сроки наказания вызваны тем, что советская впасть понимала: виной всему стал совершенно нелепый дефицит в отношении вещи, которая на Западе даже мало-мальской ценностью не является.
Принимая во внимание приближающуюся Олимпиаду-80 в Москве, руководство страны приняло решение наладить производство жевательной резинки в СССР. В 1976-77 гг. вступили в строй линии по выпуску первой советской жвачки в Бийске, Ереване, Ростове-на-Дону, Таллине, а позднее — и в других городах. Выпускались пластики с апельсиновым, вишневым и мятным вкусом. Но вот беда — в отличие от западных жвачек — советские не надувались в пузырь.