Криминал переходит в наступление
Полковник милиции Мелис Турганбаев, опер с 20–летним стажем, прогнозирует, что 2005 год не даст нам расслабиться: криминал переходит в наступление.
—Мелис Токтомамбетович, что происходит? Год 2003 и особенно нынешний просто шокировали общественность волной криминального террора. На центральных улицах Бишкека расстреляны Балаудди Межидов, Эркин Керималиев, Ильшат Габбазов, Шамиль Адаев, Нуркул Асылбеков с подручными и другие. В пригороде нашли тело Нурлана Бердикеева, вывезли в район Кочкорки и, облив бензином, сожгли Марата Кутуева и Эмиля Чыныбаева… Но если эти смерти можно списать на результаты разборок между группировками, то как быть, например, с убийством директора турфирмы “Дасмия” или известного борца с мафией Чыныбека Алиева? Вы, кстати, работали с ним, верно?
— Да, одно время был заместителем у Чыныбека Тукешевича. Его убийство — это наглый вызов уголовного мира. Надеюсь, моим коллегам удастся доказать вину задержанных по этому делу.
— А сами что, не примете участия в расследовании?
— Я уже с декабря прошлого года не являюсь заместителем начальника УВД Бишкека по оперативной работе. До сих пор в распоряжении кадров МВД. — Сыскарь на то и сыскарь, что не может жить без своей работы. Вы же отслеживаете ситуацию?
— Безусловно. И вот как отвечу на ваш вопрос о бандитском джихаде. Причин отстрела и общего беспредела много. Вот пример. На смену прежней братве 90–х пришло новое поколение. Поэтому и начался неизбежный передел сфер влияния. Особенно, что касается контроля за наркобизнесом. Ведь это сумасшедшие деньги. Группировки, и раньше не ладившие друг с другом, теперь словно с цепи сорвались. “Мочат” друг друга средь бела дня. Плюс конфликты, интриги, финансовые вопросы и борьба за власть внутри самих банд. Чуть что — и сразу пуля. Освободившееся место тут же пытаются занять конкуренты. К примеру, Рыспек Акматбаев сейчас в бегах. На нем три трупа. Его влияние на бригаду ослабло. И, по некоторым данным, в рыспековскую вотчину начинают все активнее влезать ребята из кара–балтинского общака.
Нагло ныряют в Бишкеке в “жирные” места с требованием “отметки”… Нарынские гангстеры оживились, особенно в местности Тогуз–Тороу. Рустам Габбазов, называющий себя вором в законе, теперь в России скрывается. Как и подраненный Андрей Курнявка. Нынешним летом в Бишкеке в очередной раз “хлопнули” небезызвестного Азиза Батукаева. В общем, расстановка сил изменилась. Хотя я бы не стал вообще списывать со счетов этих авторитетов. Они еще имеют вес и “делают погоду”.
Другая немаловажная причина — отток или умышленное отстранение от дел профессиональных сыскных кадров. Кто в коммерцию подался, иные вообще из Кыргызстана перебрались в силовые структуры Казахстана, России, других стран. А как с ослабленным розыскным аппаратом можно раскрывать громкие преступления? Тут требуется ювелирная работа. Мешает и постоянная рокировка кресел в высших структурах МВД. Тут не до работы…
— А вы предполагали такое обострение ситуации?
— Да, еще в конце 2003 года по нашей оперативной информации выходило, что в Бишкеке готовится несколько отстрелов. Мы, естественно, докладывали об этом “наверх”.
— Какой же у вас прогноз на предстоящий год?
— Грядет масса событий республиканского масштаба. В такие моменты оперативная и общественно–политическая обстановка всегда осложняется. Попробуйте сами проанализировать: фактически все расправы последнего времени связаны с датами, когда блюстители порядка либо были заняты на охране общественно значимых мероприятий, либо ослабляли бдительность. Это праздники, те же выборы, митинги, выходные дни. А всего этого в наступающем году будет хоть отбавляй.
— В общем, как в песне “Любэ” поется: “Рановато расслабляться операм”?
— Там еще и такие слова есть: “Прорвемся!” — ответят опера”. Вот и я так скажу.
Мелис Турганбаев родился в Бишкеке в 1962 году. Закончил КГУ и Ленинградские высшие курсы МВД СССР. Имеет ряд наград, в том числе медаль “Данк” за спецоперацию в 1999 году. Вся карьера связана с уголовным розыском. Специализация — раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, дерзких разбоев, розыск бандитов, работа с негласным аппаратом.