Что? Почем? Нелегальные услуги ЧОПов
В том числе и охраняем
В мае этого года, в Москве, в одном из подъездов дома по улице Куусинена был обнаружен труп 50-летнего Сергея Проснякова, бывшего вице-президента «Росинбанка». Все признаки указывали на то, что убийство было заказным. В процессе расследования оперативники выяснили, что киллеры несколько дней наблюдали за жертвой, изучая ее образ жизни, привычки, маршруты передвижения и т.д. Наконец, подкараулив мужчину в подъезде, преступники размозжили ему голову металлическими прутьями. Спустя три месяца, московские сыщики установили и задержали убийц. Ими оказались трое охранников столичного частного охранного предприятия «Витязь-Спорт». Этот случай один из самых последних в числе преступлений, в которых фигурируют ЧОПы. Есть и другие примеры. Достаточно вспомнить громкое дело в отношении охранника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, обвиняемого в убийстве в ноябре 1998 года супругов Гориных и покушении на жизнь начальника управления по общественным связям мэрии Москвы Костиной. Корреспондент «РК» попытался выяснить, почему становятся возможными подобные инциденты. Примечательно, что в Ассоциации содействия детективной и охранной деятельности «Сварог», куда мы первым делом обратились с просьбой прокомментировать данные примеры, с нами отказались разговаривать, ссылаясь на то, что «оборотни есть везде» и бессмысленно об этом писать. Оно может и так, но вряд ли подобный подход к проблеме устроит обычных людей, которые после таких случаев начинают считать всех частных охранников закоренелыми преступниками.
Для справки
Согласно милицейской статистике, в настоящее время в России работают около 18-ти тысяч частных охранно-сыскных структур. По сравнению с прошлым годом, их количество увеличилось почти в 1,2 раза (в 2003 году в стране действовало чуть меньше 12-ти тысяч ЧОПов).
Здоров – годен
По российскому закону «О частной детективной и охранной деятельности» сегодня открыть частную охранную фирму может любой желающий. Достаточно лишь предоставить в лицензионно-разрешительную систему определенный пакет документов и необходимые медицинские справки. К тому же в стране сейчас ведется активная «антибюрократическая» борьба, так что порядок регистрации и документального оформления новых предприятий максимально упрощен. Так, охранником может работать человек, физически и психически здоровый и не имеющий проблем с законом, а также прошедший специальную подготовку и обладающий удостоверением охранника. К учредителям же никаких требований вообще не предъявляется, так что реальным хозяином ЧОПа может стать кто угодно – хоть действующий вор в законе.
Для справки
Согласно статистике МВД, на 18000 частных охранных предприятий в России в год приходится не более 10 — 15 случаев тяжких преступлений, связанных с непосредственным участием охранников.
Сколько стоит криминал?
В середине 90-х в подмосковном Пушкине разразился крупный скандал, связанный с охранниками таможенного терминала СП «Молком». Так, в 1994 году на базе Пушкинского УВД было создано специальное подразделение для охраны СП, финансировавшееся полностью за счет фирмы. Инициатором выступил тогдашний руководитель терминала г-н Малков, на тот момент занимавший 24-е место в списке самых богатых людей из государств бывшего СССР. Штат службы безопасности «Молкома» насчитывал сорок человек. Для чего реально создавалось столь мощное подразделение охраны остается только гадать: во время очередной из проверок на территории «Молкома» и непосредственно в помещении охраны было обнаружено огромное количество неучтенного оружия. В том числе 53 «штурмовых» автомата, 200 граммов тротила, 2 ленты пластита и 20 помповых ружей.
Корреспонденту «РК» на условиях анонимности удалось побеседовать с руководителем одного из столичных частных охранных предприятий. По его словам, все ЧОПы делятся на четыре типа: одни занимаются только охраной объектов и патрулированием, другие выполняют весь спектр услуг, в том числе и нелегальных (оперативная деятельность, лоббирование нужного уголовного дела в милиции и прокуратуре), третьи — службы безопасности, которые осуществляют те же функции, только у них один клиент. Наконец, четвертый тип охранных структур – практически легализованные криминальные сообщества. Для них охрана – далеко не главный вид деятельности. Подобные организации зарабатывают откровенным криминалом: от разбойных нападений до заказных убийств. Таких ЧОПов только на территории Москвы порядка 5% от их общего количества. Для сотрудников этих структур главное – возможность носить оружие. Зачастую у таких охранников с собой всегда два ствола. Зарегистрированный — в кобуре, для вида. Второй пистолет — нелегальный, находится под мышкой. Именно он будет использоваться при совершении преступления. В качестве официальной охранной структуры бандиты могут сколько угодно повышать свои навыки в рукопашном бою и стрельбе. Кроме того, здесь появляется возможность «крышевания» на легальной основе, причем данная «услуга» оформляется документально, с соблюдением всех необходимых требований. Кстати, как считают сведущие в данном вопросе люди, «крышу» проще обеспечивать под прикрытием фирмы, занимающейся оказанием информационно-консалтинговых услуг. На нее и лицензия не нужна, и отношение со стороны органов правопорядка к ней более лояльное – никаких тебе инспекций.
Вот примерные расценки ЧОПов на нелегальные услуги:
пробивка номера автомобиля — 50 долларов,
сотового телефона — 100 долларов,
детализация счета мобильного — 200 долларов,
прослушивание сотового на уровне оператора с санкции суда — 300 долларов в день, без санкции – 800,
сбор материалов для уголовного дела — от 1000 долларов,
лоббирование дела — от 1500 до 4000 долларов,
разбойное нападение — от 5 тысяч долларов до 40 тысяч,
убийство – от 10 тысяч долларов,
похищение человека — от 20 тысяч долларов
Для справки
По данным лицензионно-разрешительной системы ГУВД Москвы, сегодня в столице действуют 3188 ЧОПов, 406 служб безопасности, 30 детективных агентств и 5 охранно-сыскных ассоциаций, в которых работает около 150-ти тысяч лицензированных сотрудников.
Клиент всегда прав?
Как считает председатель правления Координационного центра руководителей охранно-сыскных структур Игорь Голощапов, сегодня создавать охранную фирму для целенаправленного занятия криминалом просто невыгодно. Сейчас всех, кто занимается охранной деятельностью, в обязательном порядке регистрируют поименно, а в скором времени возможно введут обязательное дактилоскопирование представителей частных силовых структур. Скорее, бывает наоборот. Так, стиль работы ЧОПа в первую очередь зависит от настроя и умения его руководителя. Например, бывшие «комитетчики» предпочитают работать в основном с анализом информации. Те, кто в прошлом служил в «горячих точках», практикуют более решительные методы работы.
По мнению Голощапова, зачастую охранников на криминал толкает… сам клиент. Так, иногда уважаемый и обеспеченный «подопечный» требует от руководителя ЧОПа, мягко говоря, некорректных методов работы. В первую очередь это относится к разбору так называемых «хозяйственных споров» и прочих конфликтных ситуаций, например, возврат долгов. И нередки случаи, когда клиент ставит охранной фирме ультиматум: или вы решаете мои проблемы любым доступным способом, или же я меняю ЧОП. В данной ситуации только от руководителя охранной фирмы зависит, на что он пойдет ради сохранения клиента и, соответственно, прибыли. Впрочем, существуют полулегальные методы так называемого «психологического давления» на оппонента. Например, бизнесмену настоятельно рекомендуется приехать на встречу к конкуренту с максимально большим количеством охранников (для этой цели выбираются люди особенно внушительных габаритов). Или – звонки несостоятельному должнику по ночам, завуалированные угрозы и прочее.
Но бывает, что «полулегальные» меры воздействия плавно перетекают в нелегальные. По информации «РК», подобная ситуация произошла с ЧОПом «Мангуст-Сервис», принадлежавшим столичной компании «Ренова» под руководством Виктора Вексельберга. В попытке заставить замолчать московского юриста Олега Украженко, отстаивавшего права обманутых вкладчиков, сотрудники охранной фирмы, с его слов, не остановились перед избиением и открытой угрозой убийством.
Что же касается так называемых «черных списков» охранных структур, выложенных, к примеру, в интернете, то это не более, чем междоусобная борьба. И у каждого руководителя охранной службы существуют свои, сугубо личные критерии, по которым он может занести в упомянутый список какую-либо компанию-конкурента.
Сотрудники уголовного розыска уверены, что киллеры из «Витязь-Спорта» виновны еще в двух убийствах предпринимателей, совершенных в 2003 году на территории Южного округа столицы. По признанию сыщиков, после задержания охранников названого ЧОПа на следственно-оперативную группу начало оказываться давление, однако оперативники собираются довести дело до конца.