Будет ли министр Чайка держать ответ за сына?
В мае вся страна была взбудоражена акцией протеста речников, блокировавших фарватер реки Лена. Сотрудники Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота, принадлежащих Верхнеленскому речному пароходству, отказались подчиняться новому руководству и потребовали вернуть им долги по зарплате.
Со стороны поведение речников кажется странным. Ну, не выплатили им деньги за март и апрель — разве же это повод перекрывать главную транспортную артерию Северной Сибири? Шахтеры, вон, годами зарплату не получали, прежде чем ложились на рельсы. Неужели нельзя было решить проблемы с начальством мирно, не прибегая к крайним мерам?
Но в том-то и дело, что нельзя. Акция протеста — лишь верхушка огромного айсберга. И чтобы понять, какие именно причины заставили людей восстать против руководства, перекрыть Лену и рисковать собственной судьбой (на капитанов-забастовщиков уже заведены уголовные дела Транспортной прокуратурой) надо вернуться на несколько лет назад. Потому что именно там следует искать истоки нынешнего конфликта.
Ленский путь не зря называют «дорогой жизни» для огромных территорий сибирского Севера. Именно по Лене идет «северный завоз» топлива и продовольствия. Прекратится навигация — и население Заполярья просто вымрет.
Еще с советских времен гуманитарную миссию по спасению жителей далекого Севера от холода и голода выполняло Верхнеленское речное пароходство (ВЛРП). В шальные годы приватизации предприятию «досталось» больше, чем многим другим жертвам экономической разрухи. Пароходство разделили на РЭБы — ремонтно-эксплуатационные базы (Киренскую, Алексевскую, Осетровскую), а те тотчас же свалились в кому. И лежали на боку чуть ли не до самого конца девяностых, пока в ВЛРП (сначала на должность зама, а потом и директора) не пришел бывший мэр Усть-Кута Николай Паленый.
Оказалось, что раньше пароходству не хватало всего ничего: грамотного, рачительного и честного руководителя. Как только такой человек появился, то сразу же дела пошли на лад. Зарплата выплачивалась регулярно, долги в бюджет возвращались, появились даже новые рабочие места. И не десять-двадцать (как это часто случается за счет перевода всех родственников директора на должности советников и секретарш) — а целая тысяча!
— Когда мы лежали на боку, — говорит бывший директор Киренской РЭБ Владимир Перетолчин, — когда не было у нас работы, когда мы не платили заработную плату, мы никого не интересовали. Как только у предприятия появилась прибыль — на нас стали заглядываться определенные структуры.
Еще бы! Крупнейшее в Иркутской области предприятие, показывающее к тому же стабильный рост. Почти пятьсот судов, в том числе загранфлот, приносящий валютную прибыль. Интерес коммерческих структур к такому лакомому куску собственности вряд ли можно назвать нездоровым. Только вот методы, какими герои нашей публикации решили получить контроль над ВЛРП, приемлемыми никак не назовешь.
— Если бы они хотели приобрести флот честно, то добивались бы приобретения его на аукционе и назначения своего менеджмента. Но свои деньги тратить не хотят. Поэтому используют подлую тактику, чтобы обанкротить предприятия ВЛРП и забрать весь флот за бесценок. — Это слова Николая Паленого, сказанные им иркутскому журналисту Артуру Дану за несколько часов до своей гибели.
Эта смерть оставила много вопросов — и мы расскажем о ней чуть позже. Пока же разберемся, что за структура облизывалась и пускала слюни на пароходство.
Заканчивался 1999 год. ВЛРП возглавлял директор Сергей Ивченко, а его заместителем был Николай Паленый. Предприятие только-только начало выходить из кризиса и очень нуждалось в оборотных средствах. Тут-то на Ивченко и вышло загадочное ЗАО «Лаэна».
«Лаэна» была темной лошадкой в транспортном бизнесе. Но зато учредителями фирмы были известные люди. Это сын министра юстиции РФ Юрия Чайки Артем и депутат Госдумы Башир Ильясович Кодзоев. Юрий Чайка, словно фея из волшебной сказки, предложил директору ВЛРП очень выгодную, на первый взгляд, сделку.
Пароходство получает 2 миллиона долларов в кредит на льготных условиях (выплаты процентов и самого долга начинались лишь спустя 15 месяцев). В обмен же попросил у пароходства несколько судов в аренду за 550 долларов в день, не скрывая, впрочем, что тут же передаст их во фрахт по удвоенной ставке.
Сергей Ивченко свое согласие дал. Артём Чайка получил суда и стал зарабатывать барыши на разнице в арендных ставках. Все довольны. Но только оказалось, что аппетит растет во время еды. И Чайке захотелось больше.
Тут-то и пригодился депутатский статус Башира Ильясовича Кодзоева. На его официальном бланке был написан натуральный донос на пароходство (интересно, знал ли об этом сам депутат?), и отправлен в ФСФО — Федеральную службу по финансовому оздоровлению. Так, мол, и так, речники из-за нерадивого менеджмента зарабатывают меньше, чем могут. ФСФО, которая по закону обязана реагировать на «сигналы» парламентариев, начинает проверку. Только этого и дожидавшаяся «Лаэна» тотчас же требует у пароходства вернуть долг (с момента его выдачи не прошло и шести месяцев).
Мы не беремся утверждать, приставлял ли разъяренный Артем Чайка пистолет к виску Сергея Ивченко (так говорит Артур Дан), или же выдвижение претензий происходило более мирно. Важно другое: едва запущенные в оборот два миллиона долларов пришлось срочно изымать и выплачивать к тому же немаленькие проценты.
Впрочем, история с пистолетом не покажется такой уж неправдоподобной, если вспомнить о том, что весной 1999 года в Подмосковье была задержана машина Артема Чайки, которой по доверенности пользовались его давние приятели и охранники — уроженцы Ингушетии Евлоев и Чумаков. Оба они занимались вымогательством у коммерсантов. Примечательно, что машина, на которой разъезжали Артем и его друзья-бандиты, была напичкана оружием и наркотиками. А блатные номера и спецталон без права проверки шаловливому сыну подарил сам Юрий Чайка (работавший в то время замом генерального прокурора).
Очень тяжело пришлось ВЛРП из-за нечестности «Лаэны». Но, вопреки ожиданиям Чайки, пароходство не упало на колени, не обанкротилось — выплатило-таки злополучный долг.
Пришлось заходить с другой стороны. Артем Чайка (без сомнения, ставший за несколько месяцев «сотрудничества» с ВЛРП большим специалистом по речному транспорту) пишет очередное письмо в ФСФО — на сей раз с «антикризисной программой». В ней он советует обратить внимание на бедственное положение пароходства (им же, кстати, и вызванное) и дает рецепт оздоровления предприятия: надо срочно ввести внешнее управление и начать процедуру банкротства, вместо действовавшего руководства ВЛРП назначить антикризисных менеджеров.
Понятно, что, говоря об антикризисных менеджерах, автор данной нетленки имел в виду себя. ФСФО вновь стала разбираться в ситуации на пароходстве и даже вызвала Николая Паленого на ковер (Сергей Ивченко к тому времени уже покинул свой пост — как думают многие, переметнувшись на сторону Артема Чайки).
Заседание специально созданной в ФСФО комиссии, на котором пришлось отчитываться Паленому, было похоже на двухактную драму. В первом акте — до перерыва — директор ВЛРП убедительно продемонстрировал «судьям» всю несостоятельность претензий Чайки. И, удаляясь на совещание, члены комиссии чуть ли не в полном составе обещали пароходство «оправдать». Зато вернулись они сами не свои. И, с каменными лицами, объявили о решении банкротить.
Ясно, что кто-то на комиссию повлиял. Но кто? Артем Чайка? Надо думать, его личное влияние закончилось ровно на том этапе, когда «антикризисная программа» была принята ФСФО к рассмотрению. Впрочем, чтобы дальше эти «антикризисные программы» принимались проще, на должность главы Иркутского отделения ФСФО по рекомендации Чайки-старшего была пролоббирована Наталья Безик.
Кто-то более влиятельный? Кто-то, кого мог бояться даже руководитель ФСФО? Ясно, что это был не депутат Кодзоев. И ясно, что этот могущественный чиновник, рангом не меньше министра, имел веские основания вмешиваться в ситуацию и помогать фирме Артема Чайки в войне с Верхнеленским речным пароходством.
Такой человек был. В ранге министра. И в ранге отца. О его фамилии наш читатель уже, наверное, догадался.
Последовали суды, которые — один за другим — выиграл Паленый и пароходство. Никак не сдавался этот славный «Варяг». Не сдавался даже тогда, когда в СМИ стали появляться статьи, как будто бы списанные с «антикризисной программы». Паленый не верил в поражение даже тогда, когда однокурсник Артема Чайки Дмитрий Шишкин, купивший днем раньше несколько акций ВЛРП, подал в иркутскую прокуратуру жалобу на руководство пароходства.
Именно эту прокуратуру до своего переезда в Москву возглавлял министр Юрий Чайка. Поэтому никто не удивился, когда против менеджмента ВЛРП было заведено уголовное дело за нарушение прав Шишкина-«миноритария». Потому что сегодня Иркутскую прокуратуру возглавляет друг и ставленник Чайки-отца господин Мерзляков, а его первым заместителем работает мать одного из основных компаньонов Чайки-сына – Альбина Бердникова.
Мы не говорим о том, что было понятно: все решения судов, по которым бы выиграл Шишкин, будут исполнены точно и в срок – ведь на исполнении в состоянии боевой готовности стояла армия судебных приставов, которая подчинена Чайке-отцу. Это оказывало моральное давление на непримиримых: смотрите, мол, не шалите, иначе отправим в места не столь отдаленные. Кстати, исправительно-трудовые учреждения, как и приставы, тоже находятся в подчинении Чайки-отца.
События развивались стремительно. 25 декабря 2002 года на заочном собрании акционеров (представители трудового коллектива, владевшие 49% акций ВЛРП, не были на него приглашены) прилетевшие из Москвы чиновники голосуют за смену директоров Киренской и Алексеевской РЭБов. Собрание проводится незаконно — и Николай Паленый, проконсультировавшись с юристами, собирается подавать в суд.
Но не успевает. 30 декабря Николая Ивановича находят повешенным на проволоке в его собственном гараже. На теле — следы избиений, но приехавшие милиционеры и медик пишут в документах: суицид.
В те же трагические часы представители фирмы Артема Чайки в сопровождении вооруженных людей – конечно же, представителей службы физической защиты приставов, подчиненных Чайки-отца — захватывали кабинеты и власть на ВЛРП.
С тех пор прошло уже полтора года. И забастовка речников, из-за которой в Иркутске сегодня все стоят на ушах — лучшая оценка того, что творилось в пароходстве за последнее время. Объем перевозимых грузов неуклонно падает. Падает и выручка предприятия. Под угрозой находится очередной северный завоз.
Из собственности РЭБов в подставные фирмы выводится флот. 47 судов уже сняты с регистра и отправились (похоже, безвозвратно) на Запад…
«Почему сын министра юстиции Юрия Чайки занимается бизнесом не на общих основаниях, а козыряя связями и чином отца?» — этот вопрос задал в передаче
«Наша версия» тележурналист Михаил Маркелов. Мы присоединяемся к коллеге, но добавим: «Уж не потому ли, что отец ему позволяет и помогает?».
Но Чайки не догадываются о том, что Иркутская область и правоохранительные органы — уже в Москве — внимательно отслеживают, что творят отец и сын с
собственностью, принадлежащей российскому государству (51% акций Киренской, Алексеевской и Осетровской РЭБ принадлежит МИО РФ). И самое удивительное,
что в этом сыну Чайки оказывают содействие милиционеры — друзья его отца: заместитель руководителя ГУВД по Иркутской области полковник П.Ковальчук и
начальник следственного управления МВД по Иркутской области полковник А.Радин. Которые совместно со ставленниками Чайки-отца из прокуратуры успешно
«заминают» весь негатив вокруг Чайки-сына. Не за это ли покровительство недавно полковник Ковальчук был представлен к званию «генерал»?
И еще. То, что Чайке-сыну по бизнесу в Иркутске помогают «ребята», состоящие в чечено-ингушской группировке – если еще и
является секретом для федеральных правоохранительных органов, то уже не является тайной для правоохранительных органов Иркутска.
Впрочем, его понять можно — почему бы, собственно, при такой беспредельной власти и не творить бизнес-чудеса с государственной собственностью? Тем
более, что государственные чиновники молчат. Пока возмутились только работники РЭБов…