Алан Пинкертон
У американских преступников ХIХ века практически не было шанса укрыться от зоркого ока вездесущих агентов Алана Пинкертона. В полном соответствии со своим знаменитым девизом, сотрудники «Национального детективного агентства Пинкертона», которых в народе так и называли «пинкертонами» или «пинками», действительно мало спали, отдавая все время защите правопорядка.
В 1817 году в семье сержанта полиции Глазго Уильяма Пинкертона родился младший сын, которого назвали Аланом. Мальчишка рос непоседливым‚ усердия к учебе не проявлял, предпочитая слоняться по улицам. Но когда Алану исполнилось десять лет‚ жизнь его круто изменилась. Из-за тяжелого ранения отец был вынужден уйти в отставку и вскоре скончался. Теперь кормильцами семьи пришлось стать братьям. Так Алан начал свою трудовую биографию учеником в бондарной мастерской и, надо сказать, добился в этом ремесле неплохих успехов.
Идти по стопам отца молодой человек даже не собирался — жалкая зарплата и нищенская пенсия по инвалидности, даже во имя гуманного служения обществу, его совершенно не прельщала. Зато появился интерес к политической жизни Туманного Альбиона, точнее, к движению чартистов, борющихся за улучшение жизни и труда бедных слоев населения. Однако власти не без основания видели в инакомыслящих угрозу внутренней безопасности империи, поэтому над активистом Пинкертоном начали сгущаться тучи.
Впрочем, к такому повороту судьбы Алан был готов, поэтому, не дожидаясь ареста, он 13 марта 1842 года сыграл свадьбу и вместе с молодой женой погрузится на пароход, следующий в США. В отличие от многих других мигрантов, Новый Свет встретил молодоженов приветливо. Сразу же выяснилось, что бондарь востребован в городе Данди штата Висконсин, и чета Пинкертонов, не раздумывая, погрузила свои нехитрые пожитки на повозку.
Пятнадцать лет работы в мастерской сделали свое дело. Местные жители охотно покупали изготовленные Аланом бочки, и он, несмотря на молодость, очень скоро стал не только владельцем лавки, но и уважаемым в округе человеком. Неизвестно, как долго бы Пинкертон продолжал заниматься любимым делом, если бы в его судьбу не вмешался случай.
Спасти президента!
Как-то, прогуливаясь по берегу озера Мичиган в поисках подходящей древесины, бондарь наткнулся в укромном месте на костер с дотлевающими углями. Это насторожило Алана, и он решил выяснить, что из себя представляют эти визитеры, явно не являющиеся местными жителями. В течение трех ночей он скрытно дежурил у бивуака, и, наконец, пед покровом
темноты появились три незнакомца. Греясь у огня, они громко обсуждали свои проблемы, которые в основном сводились к размышлениям о том, в каком следующем месте стоит сбыть фальшивые доллары.
О своих наблюдениях Пинкертон доложил местному шерифу, и через несколько дней при содействии добровольцев из числа местных жителей мошенники были задержаны. После этого Пинкертон получил предложение стать помощником шерифа в графстве Кейн, но, проработав несколько лет, вместе с семьей перебрался в Чикаго — ему не терпелось воплотить в жизнь проект по созданию частного сыскного агентства. Конечно, такие фирмы в США существовали, однако занимались они в основном слежкой за неверными мужьями и женами или поиском должников, но не уголовных преступников. Вот так в 1850 году на свет появилось «Национальное детективное агентство Пинкертона», эмблемой которого стал открытый глаз, а девизом — фраза: «Мы никогда не спим».
Пинкертон и сначала всего девять его сотрудников вскоре доказали правильность выбранного девиза. Выполняя заказы правительства, сыщики за несколько лет превратились в наиболее успешно работающих криминалистов Северной Америки. Славе Пинкертона поспособствовал случай, произошедший в 1861 году, в канун Гражданской войны. Тогда
глава одной из транспортных компаний обратился в агентство с просьбой найти организаторов саботажа на железных дорогах, сочувствующих конфедератам. Пинкертон взялся за расследование лично и очень скоро, работая под прикрытием биржевого маклера, вышел на злоумышленников. А заодно ему удалось выяснить, что заговорщики планируют совершить покушение на президента Авраама Линкольна во время остановки его поезда в Балтиморе.
Обычно президент с пренебрежением относился к личной безопасности, за что вскоре и поплатится. Но в этом случае Линкольн решил прислушаться к здравому совету, и поезд проследовал в Вашингтон через Балтимор не утром, а ночью, вообще без остановки. Причем на этом отрезке пути первое лицо государства на всякий случай сопровождали вооруженные до зубов агенты Пинкертона во главе со своим шефом. Поэтому ничего удивительного, что значение агентства возросло в период начавшейся Гражданской войны, когда оно выступило как разведывательная организация «северян».
Правда, историки относятся к этим заслугам скептически. Дело в том, что командующий силами «северян» генерал Джордж Макклеллан был очень нерешительным полководцем и долгое время отказывался от активных боевых действий, ссылаясь на численный перевес противника. Поэтому, как и всякая частная фирма, агентство Пинкертона, стремясь сохранить клиента, давало ему то, что он хочет. В результате численность армии генерала Ли лазутчики в донесениях увеличили в два раза.
Свои среди чужих
А после окончания войны «пинки» оказались востребованными и в штатах Дикого Запада, где повседневным явлением стали убийства, нападения на банки, почтовые дилижансы и поезда, конокрадство. Одной из первых серьезных операций, которую провели здесь агенты Пинкертона, была ликвидация банды грабителей Джона Рино, совершившей ограбление
почтового поезда.
Детектив агентства Джон Уинскотт обосновался под видом бармена в городе Сеймур‚ являвшемся цитаделью Рино. Несколько недель ему потребовалось, чтобы идентифицировать бандитов и завязать с ними дружеские отношения. Наконец, наступил день, когда Уинскотт заманил главаря на железнодорожный вокзал в тот момент, когда у перрона остановился небольшой специальный поезд, на котором прибыли Пинкертон с шестью помощниками. Оторопевшего Джона Рино мгновенно скрутили, и поезд с арестованным отбыл, прежде чем остальные бандиты сообразили, что произошло.
В 1878 году силами агентства была ликвицирована преступная организация «Молли Магвайрс», которая использовала социальные столкновения рабочих в угольном районе Пенсильвании для установления господства главаря банды Джесси Джеймса. Агентство редко прибегало к услугам доносчиков, предпочитая внедрять в уголовную среду своих людей. Вот и на этот раз сразу двум сыщикам удалось проникнуть в банду Джеймса. К сожалению, одному из них, Джиму Уичеру, не повезло — его расшифровали и убили.
Зато другой, Мак Палэнд, смог стать доверенным лицом Джеймса, а после ликвидации его банды выступил главным свидетелем обвинения на судебном процессе. Впрочем, самому Джеймсу тогда удалось ускользнуть. Когда полицейские вместе с агентами Пинкертона окружили его особняк и начали штурм, главарь находился вне дома. Зато в результате атаки погибли его супруга и малолетняя дочь. После их смерти бандит объявил Пинкертона своим личным врагом №1 и устроил за ним настоящую охоту.
Однако сыщику было не суждено умереть от пули. Скончался он в мае 1884 года по совершенно банальной причине. Во время прогулки Алан споткнулся и прикусил себе язык, а стремительно развившаяся гангрена сделала свое черное дело.
Имя Пинкертона по праву внесено в историю мировой криминалистики. Именно он впервые создал картотеку разыскиваемых преступников, в которой давалось не только подробное описание злодеев, они были также классифицированы по своим специальностям: конокрад, вор, грабитель, фальшивомонетчик. Кроме того, Пинкертон по возможности делал фотографии своих «клиентов». Например, упомянутому выше Джону Уинскотту удалось уговорить тщеславного главаря Рино и его ближайших соратников запечатлеть себя на снимке. Впоследствии такие фотографии стали использоваться на объявлениях о розыске преступников. Наконец, Пинкертон начал привлекать к оперативной работе женщин, а одна из них, Кейт Уоррен, стала его правой рукой.
После смерти великого сыщика его дело продолжил сын, но в конце концов «Национальное детективное агентство Пинкертона» было поглощено шведской фирмой «Секьюритас АБ».