Убийство Алаудина Батукаева
Вечером 21 мая на милицию, и без того пребывающую в напряженном состоянии, обрушилось новое ЧП: в Токмаке был убит 50-летний Алаудин Батукаев, он же Кейзя. В прошлом неоднократно судимый, фигурирующий в милицейских картотеках как лидер токмакской криминальной группировки. А кроме того — старший брат небезызвестного Азиза Батукаева, ныне живущего где-то в Казахстане.
Убийство, как быстро выяснилось, не было криминальной разборкой. Скорее — бытовухой. К расстрелу Батукаева оказался причастен некто Рахим (имя изменено) — довольно крупный бизнесмен, известный не только в Токмаке. Рахим Батукаева знал с детства, когда-то они были чуть ли не приятелями. По его показаниям, все началось с ссоры, разгоревшейся за день до убийства.
Рахим и Батукаев повстречались в центре Токмака. О чем-то поспорили. Батукаев, человек несдержанный, стал в присутствии прохожих громко кричать и материться. Рахиму это не понравилось: «Завтра весь город будет говорить, что Кейзя на меня орал», — объяснял он потом милиции. Он якобы предложил Батукаеву не устраивать прилюдный спектакль, а поговорить в машине. «Что ты меня учишь!» — вспылил Батукаев. Вспыхнула драка.
Через день бизнесмен Рахим решил, по его словам, потребовать от Батукаева извинений. Взял с собой младшего брата и двух зятьев, один из которых этнический афганец. На стук в ворота вышел батукаевский родственник, приезжий из Чечни, заявил: «Кейзи нет», — и начал якобы весьма агрессивно приставать к Рахиму: «Что приехал, чего хочешь?» Опять вспыхнула драка. Бились кусками арматуры. Из дома выскочил Алаудин Батукаев с ломом.
Брат Рахима бросился к машине и вернулся с ружьем-винчестером — оружие, законно зарегистрированное, бизнесмен всегда возил с собой. Грянули три выстрела. Пораженный в голову, Батукаев скончался на месте.Через считанные часы угрозыск уже знал, что искать надо белый джип, который на месте убийства успели заметить очевидцы. Были перекрыты дороги. Тем же вечером на въезде в Бишкек ГАИ остановила джип с Рахимом, возвращающимся домой — в Бишкеке у него есть особняк. Бизнесмен не сопротивлялся, признался оперативникам: «Да, виноват, но убивать мы не хотели». Добровольно сдал винчестер и даже сам привел в милицию стрелявшего в Кейзю брата.
Чрезвычайным положением все это для милиции стало потому, что в республике мог теперь появиться еще один «очаг напряженности» — Токмак. Первым делом был взят под охрану токмакский дом, где живет мать Рахима. Охранять от расправы предстояло и его самого — запахло кровной местью, последствия которой могли быть самыми непредсказуемыми. Угрозыск стал ждать похорон Алаудина Батукаева — они должны были внести ясность в дальнейшее развитие событий. Ожидалось, что приедет Азиз Батукаев, “контролирующий”, в частности, многие киргизстанские исправительные колонии, и скажет свое «веское слово».
В день похорон, 22 мая, мне удалось увидеть задержанного бизнесмена в стенах Чуйского облУВД. Беседовать с корреспондентом Рахим отказался, но испуганным не выглядел, заметив: «За меня тоже есть кому постоять».
Похороны Батукаева — кстати, не очень многолюдные — вопреки ожиданиям, прошли спокойно. Кровавых призывов, вроде бы, не прозвучало. К концу дня милиция окончательно расслабилась, как вдруг в Токмаке вновь загремели выстрелы: около 23 часов на железнодорожном переезде был расстрелян из автоматов «Мерседес-230» с сидевшими в нем женщиной и двумя мужчинами.
Произошло нечто невообразимое. Милиция ждала удара со стороны «батукаевцев», а случилось наоборот. В иномарке ехала 35-летняя Олеся Макагонова — граж-данская жена Азиза Батукаева, живущая в Бишкеке. Она была на похоронах, где получила возможность встретиться с сожителем и за ним поухаживать (делала тяжело больному А.Батукаеву укол) — и теперь с водителем и телохранителем возвращалась в Бишкек. По «Мерседесу», судя по найденным гильзам, было выпущено 18 пуль. Все трое погибли сразу. На раскрытие тройного убийства брошены немалые силы не только районного и областного угрозыска, но и МВД. Милиция не знает, за что хвататься — с одной стороны, ее вновь перевели на казарменное положение в связи с новыми волнениями на юге республики, с другой стороны — криминальная заваруха раскручивается на севере. По словам оперативников угрозыска, хоть убитые в большинстве своем люди из криминального мира, но найти убийц — обязанность милиции. Кроме того, невозможно предугадать, какое у этого побоища еще может быть продолжение.
Версий «послепохоронного» расстрела — множество. По одной из них, некто, давно охотящийся за Азизом Батукаевым, воспользовался случайным убийством его брата как ловушкой. Но вышла ошибка — в «Мерседесе» Батукаева, хорошо всем известном, его самого не оказалось. К слову говоря, Азиза Батукаева кинулся сразу искать и уголовный розыск, но так и не нашел — тот исчез. Надолго ли? Самоистребление киргизстанского криминального мира продолжается.