Процесс над группой киллеров
В Мосгорсуде начался процесс над группой киллеров во главе с бывшим учащимся Московской высшей юридической школы Александром Перепелицей. Они специализировались на заказных убийствах «авторитетов» и предпринимателей, поэтому банду Перепелицы даже сравнивали с курганской группировкой, которую в милиции называли машиной для убийств.
Постоянного состава банда не имела — одни люди приходили, другие, исполнив поручение, уходили на службу в органы внутренних дел. Постоянной фигурой был лишь уроженец Сургута Александр Перепелица. В начале 90-х он поступил в Московскую высшую юридическую школу (ныне академию) и поселился в подмосковной Шатуре.
Как и все курсанты, он нуждался в деньгах, но, в отличие от других, не стеснялся в выборе способов заработка. В апреле 1994 года к нему обратились сотрудник ОВД «Войковский» Абдулла Салманов и его брат Сайпуди. Они рассказали, что чеченские бандиты хотят «избавиться» от одного пожилого армянина, который пытается влезть в оружейный бизнес, налаженный в Ярославской области.
Александр Перепелица согласился на преступление и сразу получил $5 тыс. задатка. Себе в сообщники он взял Максима Богданова (с 1995 года — участковый инспектор ОВД «Головинский»), Игоря Темирова (с 1995 года — инспектор Первомайского РУВД Владивостока) и Анатолия Стародомского, работавшего тогда оперуполномоченным ОВД «Алексеевский». Все трое учились вместе с Перепелицей в юридической школе.
Убийство было решено совершить 19 апреля 1994 года в Ярославле.
Как вспоминал потом киллер Богданов, он ждал «заказанного» в подъезде его дома у окна, а Темиров, стоявший на улице, должен был снять кепку, когда армянин подъедет к дому. Однако Темиров заболтался с девушками и пропустил армянина. Богданов сам увидел пожилого кавказца с тросточкой и бросился навстречу жертве. Когда он достал пистолет, армянин одной рукой схватил его за горло, а другой пытался перехватить ствол. «Тут я и нажал на спусковой крючок»,— рассказывал киллер. Две пули попали пенсионеру в грудь, и через несколько дней он скончался в больнице.
Кто был их жертвой, киллеры узнали только из газет. Скромный с виду пенсионер оказался одним из самых влиятельных российских «воров в законе» Гайком Геворкяном (Гога Ереванский). Он отсидел 25 лет в тюрьме и считался близким другом влиятельных «авторитетов» Япончика и Сливы. Киллерам, за которыми стали охотиться не только милиция, но и бандиты, пришлось долго прятаться.
Следующий заказ Перепелица согласился взять только осенью 1994 года. Бандиты из Переславля-Залесского предложили ему убрать местного «авторитетного» предпринимателя Сергея Рачкова (Рачик). На этот раз аванс составил $6 тыс.
Исполнение заказа Перепелица поручил знакомому оперуполномоченному ГУУР МВД России Эрасту Колесникову и курсанту Али Мусаеву (с 1995 года — работник управления «Р» МВД России). Киллеры перепутали адрес и убили не того человека. Но аванс все равно не вернули.
Весной 1995 года в Ярославле начался передел сфер влияния. Когда криминальные разборки следовали одна за другой, Сайпуди Салманов предложил Перепелице убрать депутата Ярославской облдумы Юрия Тихонова, который, по оперативным данным, был связан с одной из группировок. Заказчики предложили за депутата уже $20 тыс.
Но «убрать» его было не так просто — Юрия Тихонова охраняли. Тогда Перепелица поднял цену до $25 тыс. и взял в долю сургутского бандита Романа Ларионова. Сообщники долго отслеживали маршруты Тихонова и 6 июня 1995 года устроили засаду на одном из городских перекрестков. Машина депутата была буквально изрешечена пулями. Выжил лишь охранник Тихонова.
В оставшиеся месяцы 1995 года бандиты зарабатывали на жизнь разбоем и вымогательством. Именно тогда оперативникам удалось задержать первого сообщника Перепелицы Али Мусаева. Он получил срок за вымогательство.
В начале 1996 года пошли новые заказы. Перепелица за $7 тыс. должен был убить Андрея Козлова, проживавшего в подмосковной Салтыковке. 14 января Перепелица, Ларионов и ранее судимый Алексей Алексеев отправились в Салтыковку. Они прокололи шину у иномарки Козлова и стали ждать, когда тот выйдет из дома.
Козлов вышел с приятелем. Пока они возились с колесом, Ларионов подошел к ним сзади и в упор расстрелял обоих из ТТ. Бросив пистолет, он спокойно вернулся к ожидавшей его машине. На обратном пути все молчали, вспоминали потом бандиты. Лишь однажды Перепелица прервал тишину: «Где один, там и двое».
Со временем бывшие курсанты устроились на службу в различные ОВД, но связи с преступным миром не потеряли. Весь 1996 год Перепелица через своего знакомого Ильхама Абдуллина получал от сургутских бандитов деньги, на которые покупал для них оружие. Все было нормально до тех пор, пока Перепелица не присвоил часть переданных ему денег.
Бандиты заподозрили его в хищениях, и в Москву с инспекцией выехал брат Ильхама Абдуллина — Вадим. Перепелица, сообразив, что махинаций с «общаковыми» деньгами ему не простят, решил его убрать. Случай представился 1 октября 1996 года, когда братья Абдуллины должны были встретиться с Ларионовым. Встреча была назначена возле дома на Смоленской улице, где сургутчане снимали жилье. В тот день вечером на первом этаже возле лифта их встретили приятели Перепелицы Виталий Горлов и Алексей Алексеев. Как только двери лифта открылись, они начали стрелять из револьвера и ТТ. Ильхам, успевший лишь вскрикнуть: «За что?», был убит сразу. Вадиму Абдуллину удалось спастись — двери лифта закрылись, и он поднялся наверх. Убийцы не стали его преследовать.
В июне 1997 года один из лидеров чеченской диаспоры Ярославля Мусабек Абдулвахабов предложил Перепелице убрать криминального авторитета Павла Мищенко (Паша Гомельский). Киллер, к тому времени бросивший учебу в высшей юршколе, в июле 1997 года прибыл в Ярославль вместе с Ларионовым. Действовать решили так же, как в случае с депутатом Тихоновым,— устроить засаду на перекрестке. На следующий день бандиты изрешетили машину Мищенко.
Это преступление стало для них последним. К расследованию гибели «авторитета» подключились сотрудники местного УФСБ. Через своих агентов им удалось выяснить имена заказчиков и исполнителей расстрела, после чего они связались с МУРом и управлением собственной безопасности ГУВД Москвы. Перепелицу и Ларионова арестовали. На допросах те сознались в других убийствах и назвали имена своих сообщников. После этого на преступников в погонах началась настоящая охота. Перешедших на службу бывших курсантов разыскивали и задерживали по всей стране, предъявляя обвинения в умышленных убийствах или покушениях на убийство.
Однако оставшиеся на свободе бандиты все-таки успели совершить еще одно преступление. Чтобы не возвращать долг, приятели Перепелицы Андрей Шарапов и бывший охранник Виталий Горлов расстреляли в Шатуре братьев Воробьевых. Вскоре их арестовали.
К февралю 1998 года практически все участники преступной группы оказались за решеткой. Из 15 обвиняемых семеро были действующими сотрудниками милиции. Следствие, которое проводила Московская прокуратура, заняло два года. И вот теперь суд. Но и здесь начались сложности: из-за неявки части адвокатов на заседание процесс был отложен. Впрочем, в управлении собственной безопасности ГУВД Москвы не очень переживают по этому поводу. Там считают, что шансов уйти от наказания у обвиняемых практически нет, поскольку доказательств их вины более чем достаточно.