Вынесен приговор убийцам авторитета Писаря
На минувшей неделе Верховный суд РК вторично вынес приговор по нашумевшему уголовному делу об убийстве криминального авторитета Александра Писаренко по кличке Писарь и покушении на убийство его знакомой, Галины. Получившая серьезные огнестрельные ранения девушка чудом осталась в живых. Это обстоятельство и позволило достаточно быстро установить преступников — членов столичной группировки «Скифы» Евгения Каштанова и Михаила Антонова. Их арестовали спустя почти семь месяцев со дня убийства в Таджикистане, откуда названная группировка некогда наладила канал ввоза в нашу республику наркотиков.
Первый судебный процесс над Евгением Каштановым и Михаилом Антоновым состоялся в ноябре прошлого года. Однако это вовсе не означало, что во всей этой истории поставлена точка. Вряд ли она поставлена и теперь. Напомним, криминальная разборка произошла ранним утром девятого июля позапрошлого года на сыктывкарской улице Пушкина, напротив гаража Министерства здравоохранения РК. Накануне вечером Евгений Каштанов и Михаил Антонов отмечали день рождения своего знакомого в офисе одной из столичных фирм. Туда же пришел и Александр Писаренко.
Между ним и Евгением произошла стычка. В суде последний сказал, что не может назвать истинную причину случившегося и последующего за этим убийства. Но при этом он заметил, что Писарь пригрозил расправой не только ему, но и его семье, бросив что-то типа: «До утра ты не доживешь». Официально мотив, побудивший Каштанова «разобраться» с Писарем, будет звучать не иначе как «личные неприязненные отношения». По неофициальной версии, конфликт между «скифовцами» и «авторитетом», который имел непосредственное отношение к группировке вора в законе Юрия Пичугина (Пичуга), произошел из-за денег: Писарь «держал» так называемую воровскую кассу, которая, в частности, формируется из «отчислений» преступных группировок. Так это или иначе, ссора Писаря и Каштанова переросла в потасовку. После этого, по версии Каштанова, он одолжил у знакомого «Жигули» для того, чтобы покататься по городу. Незадолго до разборки Евгений взял из «тайника» пистолеты «ТТ», выполнив тем самым просьбу другого «скифовца», Николая Маслова.
Убийство по случаю
Случайно оказавшись на ул. Пушкина, раскатывавшие на «Жигулях» Каштанов и Антонов увидели Писаря и его подругу. Писарь шел впереди, Галина – в нескольких метрах от него. Как рассказывала в суде девушка, увидев Женю, который не раз приходил к ней в гости в общежитие вместе с Александром, она остановилась, чтобы поздороваться. То, что произошло дальше, предварительное следствие и суд трактовали практически одинаково. Заметив в руке Каштанова пистолет, Галина, повернувшись спиной к Евгению, бросилась бежать. В это время раздались выстрелы. Кто стрелял, она не видела. Каштанов утверждал, что это сделал он. Сперва — из одного пистолета, а потом, когда его «заклинило», из другого.
Причем, по утверждению Евгения, в Галину пули попали случайно. Антонов же настаивал на том, что он к стрельбе не причастен. Однако суд, учтя результаты следственных экспериментов, экспертиз, показания потерпевшей, свидетелей, а также характер ранения Галины в спину, пришел к другому выводу: Каштанов и Антонов стреляли одновременно. Первый — в Писаренко, второй — в девушку, чтобы убрать ее, как ненужного свидетеля. Писаренко умер почти сразу. Галина потеряла сознание, но, на свою беду, вскоре пришла в себя. Приподняв голову, она увидела, как из проезжавшего мимо «жигуленка», высунув руку с пистолетом в открытое окно машины, в нее целится Евгений. Это уже был пятый по счету выстрел на улице Пушкина.
Первый судебный процесс
Первый судебный процесс закончился тем, что Михаил Антонов был признан виновным в покушении на убийство девушки, а Евгений Каштанов — в этом же преступлении и в убийстве А. Писаренко. Кроме того, оба «скифовца» были признаны виновными в незаконном приобретении, хранении, ношении огнестрельного оружия. В итоге же Антонова приговорили к 12, а Каштанова — к 16 годам лишения свободы. После этого сами осужденные, а также их адвокаты обратились с кассационными жалобами в Верховный суд России. Рассмотрев их, судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда России вынесла определение о направлении уголовного дела на новое расследование. По его окончании дело вновь было направлено из республиканской прокуратуры в Верховный суд РК.
Теперь уже Михаил Антонов обвинялся, а затем и был признан судом виновным в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений, которые совершил Каштанов. На этот раз и следствие, и суд пришли к выводу о том, что Антонов не стрелял, да и вообще не держал в руках пистолет. Как говорится, ощутите разницу: Антонова приговорили кодному году 11 месяцам лишения свободы. Этот срок он уже почти отсидел и в середине декабря сможет выйти на свободу. Каштанов же «получил» 15 лет строгого режима. Кроме того, ему еще предстоит выплатить 70 тысяч рублей Галине и 50 тысяч рублей — матери Александра Писаренко.
Группировка «скифы», к которой принадлежали оба осужденных, распалась еще к моменту их ареста. Сначала, через месяц после убийства Писаря, возле столичного ночного клуба «Даймон» известный спортсмен-культурист Максим Абубакаров смертельно нокаутировал «скифовца» Николая Маслова. Любопытно, что роковой для Н. Маслова ночью «атлант» М. Абубакаров отдыхал в «Даймоне» в компании с младшим братом убитого Писаря, Артуром. Приговоренный за это преступление к пяти годами лишения свободы спортсмен также фигурирует и в другом не менее известном уголовном деле «подопечных» вора в законе Юрия Пичугина. В его основу легли два случая: в начале января 1997 года «птенцы» Пичуги возле «Даймона» выясняли отношения со «скифовцами», а одному из них отрезали ухо. Спустя несколько дней пичугинцы «отметелили» другого «скифа», грозясь пустить его на корм рыбам.