Факт об Уралмаше
Что такое «Уралмаш»? В последнее время все чаще с этим словом стало ассоциироваться политическое движение, действующее в Свердловской области. Руководство одноименного завода решило раз и навсегда покончить с разночтениями, оспорив право на название. Однако шансов у производителей тяжелой техники немного.
Как сообщили на предприятии, гендиректор АО «Уралмаш»Виктор Коровин намерен обратиться в Министерство юстиции и поднять вопрос о законности использования названия «Уралмаш»екатеринбургским общественно-политическим союзом (ОПС).
АО «Уралмаш», входящее в холдинг «Уралмашзаводы», — крупнейший на Урале производитель оборудования для нефтегазового и горнометаллургического комплексов, карьерных и шагающих экскаваторов. Ему 66 лет. ОПС «Уралмаш»гораздо моложе: управление юстиции Свердловской области зарегистрировало его 6 мая нынешнего года. Несмотря на свою молодость, союз «Уралмаш» успел привлечь внимание центральной прессы. Так, журналисты «Известий», ссылаясь на источники в областном РУБОПе, утверждали, что союз «Уралмаш»создан при участии представителей преступного мира — «под эгидой и при непосредственном содействии небезызвестной «уралмашевской»группировки». Вскоре после выхода публикаций в «Известиях», «Независимой газете»и «Трибуне» руководство ОПС направило иски о защите чести и достоинства в соответствующие московские районные суды.
Как сказал «Ведомостям»начальник юридического отдела АО «Уралмаш»Виктор Явич, в Свердловской области и без того существует больше 10 самостоятельных юридических лиц, использующих в своем названии слово «Уралмаш», но никак не связанных с заводом (например, «Уралмашстрой»или «Уралмаш-Лада»).
Руководство завода до сих пор не прибегало к войне за свое имя. Но когда пресса развернула дискуссию вокруг криминальных связей ОПС «Уралмаш», на заводе решили действовать.
«Как только появился ОПС, сразу озаботился этой проблемой и начал торопиться с регистрацией торговой марки. Когда мне это удастся, я сразу же намерен обратиться в Министерство юстиции», — заявил Виктор Коровин информагентству «Регион-Информ».
«Обратите внимание: Коровин только собирается зарегистрировать торговую марку, — сказал «Ведомостям»пресс-секретарь ОПС «Уралмаш»Дмитрий Карасюк. Насколько я знаю, он собирался это сделать еще семь лет назад.
Если не сделал — может быть, тут какие-то проблемы с патентным законодательством? » Карасюк уверен, что эти проблемы не должны касаться общественно-политического союза «Уралмаш»: «В нашем городе этим словом называется не только завод, но и, например, футбольная команда». По его словам, ОПС «Уралмаш»намерен опередить тезок-заводчан и тоже пытается официально зарегистрировать название. «А потом посмотрим, кто на кого еще в суд подаст», резюмирует он.
Виктор Явич поясняет, что название «Уралмаш»действительно не является торговой маркой: «Законодательство плохо защищает фирменное наименование юридического лица. В соответствии с патентным законодательством у нас уже несколько лет назад зарегистрирован товарный знак. Но он защищает только экспортноимпортные операции. То есть если другое юридическое лицо занимается такими операциями, используя наш товарный знак, можно подсчитывать убытки и подавать в суд». Однако тут иной случай: ОПС «Уралмаш» — организация некоммерческая.
Завод может предъявить претензии и областному управлению юстиции, зарегистрировавшему ОПС. Но Минюст запрещает регистрировать лишь одноименные общественно-политические организации.
Как видим, шансы завода выиграть эксклюзивное право называться «Уралмашем»слабоваты. Поэтому, обдумывая судебные перспективы, руководство предприятия одновременно готовит обращение в Госдуму, в котором просит депутатов о внесении поправок в Гражданский кодекс и закон «Об общественных организациях»