Великая криминальная революция
По статистическим данным, в России в 1992 году было совершено 102 заказных убийства, в 1993 — уже 228, в 1994 — 562, в 1995 — 560. В прошлом году печальный список живых мишеней сократился до 132 человек. Судя по цифрам, пик заказных убийств пришелся на 1994-1995 годы, после того, как в России, по мнению известного кинорежиссера С. Говорухина произошла Великая криминальная революция. Почти аналогичная картина по заказным убийствам вырисовывается и в нашей республике.
Пожалуй, самым первым из классических заказных убийств в Коми стало убийство воркутинского предпринимателя Качалова, которое произошло 13 сентября 1992 года. Однако оно ни коим образом не было связано с криминальным переделом собственности, поскольку сделку с дьяволом, а вернее — с двумя украинскими киллерами заключила… супруга предпринимателя, недовольная дележом плодов их общей коммерческой деятельности. А вскоре судьба сыграла злую шутку с исполнителями этого коварного преступления: «убрали» и самих посланцев смерти. По последней информации, такая же участь, якобы, постигла и саму заказчицу.
В декабре следующего года в Воркуте киллер смертельно ранил руководителя совместного предприятия (СП) «Воркута Индастриз» В. Давыдова. СП, пытавшееся заняться экспортом угля, являлось конкурентом другой фирмы, практически монополизировавшей экспорт черного золота — ТОО «Стрек-Норд», филиала московской фирмы «Стрек». Власть в ТОО принадлежала скандально известному Е. Леонтьеву (Джек, Лысый, Совмин), в последствии – депутату Госсовета РК.
Год 1994 оказался для нашей республики «урожайным» на заказные убийства. 1 января вечером в Сыктывкаре, в прихожей своей квартиры из обреза охотничьего ружья был убит директор казино «Орбита» Г. Иванов. Убитый входил в элиту криминального мира Сыктывкара, которая на волне новых политических и экономических веяний стала заниматься легальным бизнесом. По некоторым данным, заказчики убийства Иванова «выписали» киллера из Санкт-Петербурга. Кстати говоря, это преступление — первое заказное убийство, совершенное в столице республики.
12 июля поздней ночью в Сыктывкаре произошло странное покушение на местного авторитета Я. Азизова. Взорвав входную дверь квартиры, киллер ворвался внутрь и принялся строчить из автомата, ранив Ягутила и практически расстреляв… дорогой заграничный холодильник. Однако довершить свое черное дело наемнику не удалось: якобы закончились патроны. Что же касается Азизова, то он, подлечившись, ретировался из города.
22 июня в отвале воркутинской шахты «Центральная» была обнаружена легковая машина, в которой находились убитый Ю. Катков по кличке Кот и раненный И. Пушкин, лидер так называемой «пушкинской» группировки. По предположению оперативников, к покойному Каткову должны были «присоединится» не только Пушкин, но еще и их приятель, Лобов. Так, по крайней мере, планировали с ними разобраться члены другой воркутинской группировки «маски», мстя за ранение одного из своих авторитетов. С этой целью «масочники» схватили троицу. Уже раненного Лобова запихали в багажник, остальных — в салон автомобиля и поехали к отвалу. Именно там должно было произойти убийство с последующим сожжением машины и трупов. Однако Лобов ухитрился открыть багажник и попытался скрыться. Убийцы бросились за ним…
30 сентября в этом же городе в кафе «Звезда» убит из пистолета Макарова криминальный авторитет поселка Заполярный С. Литвинов по кличке Литва, в свое время поддержавший «встающего на ноги» Е. Леонтьева.
22 октября застрелен авторитет другого воркутинского поселка — Северный — Ю. Стасюк.
В ночь с 21 на 22 ноября в Сыктывкаре у подъезда своего дома был убит Лев Трубецкой младший брат известного в кругах криминального толка Виктора Трубецкого.
22 ноября в Ухте застрелен коммерсант Сидько.
11 декабря в Воркуте убиты Никишин и Занкевич. По оперативной информации, заказ был только на убийство Никишина. Занкевича «убрали» как ненужного свидетеля.
Уже в этом году в Вуктыле был убит местный авторитет И. Печорский. Практически столько же убийств и покушений, причисляемых к заказным, произошло и в 1995 году.
9 февраля вечером в центре Ухты, на глазах у многочисленных свидетелей киллер дважды хладнокровно выстрелил в авторитета С. Микаэляна.
23 марта в Княжпогостском районе на автотрассе Ухта — Сыктывкар был обстрелян легковой автомобиль, в результате чего погибли сыктывкарский адвокат Э. Абдулев, и предприниматель В. Дятчин. Брат Абдулаева, Рафик, получил тяжелые ранения, но выжил.
В апреле в нескольких километрах от поселка Шамвуково Княжпогостского района был обнаружен труп молодого человека. Позже выяснилось, что убитый — И. Антонюк.
В ночь с 13 на 14 мая возле воркутинского ресторана «Север» неизвестный расстрелял из автомата Калашникова Г. Кащука.
25 июня в Воркуте в кафе «Маски» убит вор В. Ампионов, бывший «соратник» Е. Леонтьева.
30 июня утром в Сыктывкаре на улице Свободы взорвался «Мерседес» В. Трубецкого. Владелец машины не пострадал.
В ночь с 25 на 26 июля опять таки в Сыктывкаре в лифте выстрелами из пистолета ранен заместитель директора фирмы «Инта-Интерпрайзис» В. Проскуряков.
4 ноября из автомата Калашникова был обстрелян легковой автомобиль, в котором находился О. Ифа, брат известного воркутинского авторитета, лидера мощнейшей группировки В. Ифа. А 18 ноября в подобной ситуации оказался Ифа — старший.
14 ноября в районе Воркутинского городского кладбища сотрудники милиции нашли мертвого Д. Закирзянова.
Второго декабря в Воркуте зарезали заместителя директора кооперативного бара «Спектр» А. Величко. В этом же году в Воркуте застрелен представитель так называемой «ТЭЦовской» преступной группировки И. Зайнулин, совершено покушение на члена другой группировки, возглавляемой В. Ифой, Леуто, а также — убийство депутата Госсовета РК Е. Леонтьева.
В последующие годы количество заказных убийств снизилось. В 1996 году общий список жертв пополнили воркутинский предприниматель и руководитель фирмы «Виктор» В. Рысев (застрелен 15 апреля), три бойца из мощной воркутинской группировки А. Шагивалиева: Кунчевский, Заикин и Рассохин, которые были убиты практически сразу после смерти Рысева, а также ухтинский коммерсант Колабушин и смотрящий по Сыктывдинскому району В. Курдин, получивший смертельное ранение при нападении возле столичного кинотеатра «Октябрь», произошедшего в ночь с 4 на 5 октября. Напомню, «попутчик» Курдина, коронованный вор в законе Юрий Пигучин (Пичуга) отделался тогда легким ранением в руку.
1997 год принес с собой всего два заказных убийства воркутинцев: Н. Сало, чей труп выловили в местной речке по весне и предпринимателя Г. Кальниченко, застреленного 27 декабря. Чуть больше повезло бывшему земляку, лидеру группировки «маски» С. Мицковскому по кличке Медный, который сейчас проживает в Сыктывкаре. 18 апреля во дворе дома N 5 по сыктывкарской улице Кутузова при взрыве джипа Медный лишился обеих ног. В этом году пока зафиксирован один случай покушения на убийство, относящееся к заказным — это покушение на еще одного бывшего воркутинца — «масочника» Мосунова (Мосун), также «осевшего» в Сыктывкаре.
Только два «плюса» в отчетах
Из всего этого черного списка пока раскрыты лишь два преступления: убийства И. Антонюка и Д. Закирзянова. Игорь Антонюк вместе с бывшей женой Верой и ее младшим братом приехали в Шамвуково из Московской области, чтобы навестить старшего брата Веры, который находился здесь на поселении. По просьбе старшего брата на железнодорожном вокзале их встретил на МАЗе Александр Зайцев, также отбывавший в наших северных краях наказание. Встреча родственников, разумеется, не обошлась без застолья, в ходе которого Вера попросила Зайцева… помочь ей убить Игоря. Зайцев согласился. Вместе с Верой они задушили парня брючным ремнем, затем вывезли тело за пределы поселка и, выбросив его на обочину дороги, забросали снегом. За это убийство Зайцев получил 9 лет колонии строгого режима, В. Антонюк — 11 лет колонии общего режима. Если убийство И. Антонюка организовала его супруга, то в трагедии, произошедшей с воркутинцем Динарисом Закирзяновым оказался виновен…. бывший следователь УВД Воркуты Андрей Величко.
Весной 1993 года Д. Закирзянов вместе со своим приятелем тоже, кстати говоря, сотрудником милиции Н. Гунько угнал автомобиль «Жигули». Следователь А. Величко поставил Динарису условие: давай 800 тысяч и я тебя «отмажу». С владельцев угнанных «Жигулей» Величко затребовал сумму в два раза меньше. За услуги в розыске машины. За такую «ретивую» службу Величко был уволен из органов. В сентябре 1994 года он вместе с Закирзяновым и Гунько оказался на скамье подсудимых.
Тогда уже зам. директора пивбара «Спектр» Величко обвинялся в злоупотреблении служебным положением и взяточничестве. Суд направил дело на дополнительное расследование, посчитав, что бывшему следователю необходимо предъявить более серьезное обвинение. А это означало, что Величко отправится в места не столь отдаленные не на один год. «Помочь» ему мог Закирзянов. От него требовалось одно: закрыть рот или уехать из заполярного города на все четыре стороны. Но Динариса ни первый, ни второй вариант не устраивал. Тогда Величко, уговорив бармена «Спектра» В. Семакина и своего знакомого В.Бордюкова, приехал в ночь на 14 ноября к Динарису домой. С собой для более краткого разговора они прихватили малокалиберную винтовку и газовый пистолет. «Разговор по душам» продолжили в баре, куда под угрозой убийства привезли Закирзянова. Но Динарис оказался крепким орешком, за что и поплатился своей жизнью. Его труп был вывезен в район кладбища и брошен под откос дороги.
Но заказчику этого злодейства, А. Величко, не суждено было вновь оказаться на скамье подсудимых: второго декабря этого же года смерть настигла и его. Убийство Величко, как и остальные упомянутые нераскрытые преступления на милицейском жаргоне именуют «глухарями» или «висяками». В первую очередь в этот разряд преступлений попадают именно заказные убийства и покушения. В среднем по России из их общего количества ежегодно раскрывается около десяти процентов. Почему так происходит? По мнению начальника отдела по расследованию особо тяжких дел прокуратуры РК А. Лодыгина, старшего прокурора-криминалиста Р. Сефина и зам. Начальника отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры РК В. Маклакова.
Главным образом низкая раскрываемость связана с тщательной подготовкой заказных убийств (покушений), нежеланием родственников и друзей потерпевших давать правдивые показания, которые могут помочь следствию. Предпочитают молчать и сами жертвы наемников, оставшиеся в живых: мол, мы сами с усами. А это значит, что в милицейских сводках появятся новые сообщения о новых убийствах. Оружие, которое используют киллеры, — а в нашей республике это в основном пистолеты Макарова, Марголина и «ТТ«, реже автомат Калашникова, — как правило, нигде не «засвечено». Использование же взрывных устройств (ВУ) вообще лишает следствие каких-либо вещественных доказательств, разве что удается восстановить вид ВУ. Ну, а если оперативникам и следователям все же и удается «выйти» хотя бы на предполагаемого исполнителя преступления, тут уж вовсю начинают предприниматься контрмеры: давление на свидетелей, потерпевших, усиленная разработка алиби.
Восстановить всю цепочку заказного убийства и, самое главное, доказать связь между организатором, посредником и исполнителем практически невозможно. Поэтому в лучшем случае на скамье подсудимых окажется непосредственно исполнитель, а все остальное останется тайной за семью печатями, что, кстати говоря, у нас в республике уже случалось. Увы, отсутствие статистики раскрытых заказных убийств (покушений) не позволяет нам узнать, пожалуй, самое интересное: систему рекрутирования киллеров, методы их подготовки, размеры гонораров и их зависимость от квалификации киллера, положения жертвы и т.п. Хотя, наверное, в определенных милицейских структурах такие данные все же есть, ведь не зря же из всех перечисленных преступлений оперативники уголовного розыска к числу заказных относят лишь половину, а остальное «списывают» на последствия так называемых криминальных разборок. Но такая информация — отнюдь не для общего пользования. Можно сказать лишь то, что ряд воркутинских киллеров, задержанных за аналогичные преступления в Москве сейчас проверяется на причастность к убийствам, совершенным на территории Коми, и, может, в ближайшее время мы узнаем подробности хотя бы некоторых нашумевших уголовных дел. Возможно, это поможет ответить на вопрос: в республике заказные убийства — это миф или все же реальность?