Белорусские авторитеты в ожидании передела
Белорусский преступный мир замер в ожидании новых потрясений – после исчезновения главного вора в законе Щавлика, по паспорту Владимира Клеща.
В Минске заведено дело о пропавшем без вести «авторитете», а сам Щавлик объявлен в розыск. Это значит, что белоруса ищут не только на родине, но и по всему СНГ. На фоне этих событий в красивейшем белорусском озере Вяча был выловлен утопленник, очень напоминающий Клеща.
Еще пять месяцев назад Владимир Клещ вышел из дома и не вернулся. Воры живут по своим законам, то, что случилось с одним из лидеров белорусской преступности, не вписывалось ни в какие рамки. История с выловленным в Вяче телом выглядела как жирная точка в этой истории.
Смерть Щавлика может открыть новую страницу в жизни криминального мира Белоруссии, которая давно уже привлекает к себе взоры российской мафии. В советские времена все белорусские воры «короновались» в Москве и отчет держали тоже там. После развала СССР многое изменилось. Как грибы после дождя стали появляться бандиты, которые сами себя назначали «хозяевами» территорий и сами себя «короновали». Мафия, как и любая система, не терпит хаоса, а тут вдобавок ко всему в республику потянулись кавказцы. Надо было наводить порядок. За помощью, как водится, обратились к братьям-россиянам. В 1992 году москвичи «короновали» Владимира Клеща. Но преступность не стояла на месте — она делилась и размножалась, проявлялись новые лидеры. Их взоры были обращены на запад.
В прокуратуре Минска корреспонденту сообщили, что сегодня все уголовные дела против Владимира Клеща закрыты и он формально чист перед законом. Единственное дело — на основании заявления жены по факту исчезновения супруга. Занимается розыском один из районных «околотков» столицы. В указанном РОВД нам сообщили, что до сих пор Клещ ни живым, ни мертвым не найден, а выловленный в Вяче утопленник не имеет к нему отношения. «Знаете на теле у Щавлика столько отличительных знаков, что если бы что-то похожее выловили, мы бы тут же узнали», — интимничали сыщики.
Исчезновение вора в законе, по мнению следователей, странно и нелогично. Такого на их веку не встречалось. В органах не исключают, что белоруса могли убрать москвичи. Не случайно недавно с зоны пришло известие, что Щавлика приговорили к казни именно в Москве. Якобы покойник не смог проконтролировать операцию русских по переработке в Белоруссии зерна в спирт — под «крышей» одной из крупнейших нефтяных компаний России. Но для следователей в Минске все же более вероятно, что Клещ лег на дно где-нибудь в теплых краях.
— Нам бы очень не хотелось, чтобы сюда пришел русский криминал, — продолжили тему мои собеседники, — за все время после перестройки в Белоруссии было совершено всего три заказных убийства. Это мизер по сравнению с тем, что творится в России. Пока что мы сдерживали напор с востока. Здесь, в отличие от России, можно за обычную кражу получить 15 лет. Это отпугивает многих бандитов от нашего региона. На вопрос, какая возрастная группа среди преступников является самой жесткой, кровавой и опасной, они всегда отвечают однозначно — группировки 15-18-летних. Для них не писаны даже воровские законы – это те, кто убивает за пачку сигарет, и в этом смысле присутствие авторитета, который частично контролирует весь этот сброд, облегчает работу следственным органам.
Владимир Клещ был необычным вором. Он с помпой справил женитьбу, часто выходил в свет, спокойно сиживал в самом приличном ресторане Минска, посещал шоу и концерты. На его свадьбе пел собственной персоной Михаил Шуфутинский. Сегодня его место вакантно, руководство взяли на себя «замы».