Мастистые воры задержаны и отпущены
Содержание
Почти все маститые воры в законе (около ста человек), задержанные в ночь с 10 на 11 января в городе Шахты, отпущены. Три законника из Нижнего Новгорода, Сыктывкара и Грузии, числившиеся в федеральном розыске, а также 69-летний ставропольский вор, хранивший у себя наркотики, пока пребывают под стражей. Ростовский урок может сильно пошатнуть авторитет организатора сходки — старого вора в законе, влияние которого распространяется на Москву, Питер, Краснодарский край и Северный Кавказ.
Начальник управления угрозыска МВД России Иван Храпов:
— Если солнцевские, питерские, тверские или кемеровские криминальные лидеры на слуху у всей страны, то ростовские всероссийской славой обделены. Я не могу даже назвать клички ростовских авторитетов…
Начальник ГУВД Ростовской области Михаил Фетисов:
— Вы их не знаете потому, что мы их ловим здесь и никуда не пускаем…
Возможно, войдя в положение лидеров ростовского криминалитета, которых «никуда не пускают», их столичные коллеги, не только знающие наперечет клички ростовских соратников, но и считающиеся с их воровским статусом, как раз и решили провести воровской съезд в донском краю. К тому же из воровской памяти еще не выветрился неудачный опыт проведения воровских конгрессов в Москве и Сочи в прошлом и позапрошлом году. Ростовская область показалась организаторам географически удобной и сравнительно тихой (Тихий Дон как никак): последний раз воры такого статуса и в таком количестве приезжали к нам в 80-х годах — на похороны умершего в Тольятти известного ростовского вора в законе Яблочкова.
Инициатор сходки
Инициатором встречи выступил один из старых (еще советской формации) и авторитетнейших воров в законе — 61-летний Аслан Усоян по кличке Хасан. Поговаривают, что Дед Хасан — хранитель воровского общака, но какого именно — неизвестно. Хасана короновали во время одной из его многочисленных отсидок. Став вором в законе, он распространил свое влияние на Краснодарский край и значительную часть Северного Кавказа.
Служба журналистских расследований издательского дома «Шанс» в книге «Бандитская Россия» утверждает, что Хасан ранее принадлежал к казанскому воровскому клану; в 1996 году он и его сподвижники активно помогали ровеснику Хасана, питерскому воровскому авторитету Владиславу Кирпичеву (он же Кирпич, он же дядя Слава, он же Полтинник) бороться за лидерство в северной столице; Хасан задерживался милицией, но ненадолго — в суде его дело развалилось.
Дядя Слава прославился не только пятью судимостями, но и литературными талантами, издав за свой счет несколько книг — «Тюрьма«, «Фемида СССР и России», «Преступный мир России» и пр. В июне позапрошлого года Кирпичева сразили три бандитских пули. Казанцы, занимавшие в 1995 году первое место в бандитском рейтинге Петербурга, уступили позиции тамбовцам. В Ростовской области Хасана и его приближенных встречали уже как московских воров.
В Ростовской области (в том числе и в Шахтах) у Хасана обширные связи в армянской, грузинской и азербайджанской диаспорах. Он не раз бывал здесь. Знание местности и наличие знакомых, которые могут все устроить, предопределили выбор Хасаном места для встречи российской воровской элиты. Бывал Хасан и в Ростове. Примечательно, что, по информации компетентного источника, во время пребывания Хасана здесь один уникальный ростовский мошенник ухитрился кинуть его на весьма крупную сумму…
Место встречи изменить нельзя
Конгресс решили собрать в шахтинском ресторане «Никопол» (как поется в известной песне, «в шумном балагане любят собираться жулики, бандиты, воры всех мастей…») В январе в Шахты съехалась воровская элита из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Кирова, Твери, Чернигова, Тамбова, из Татарстана, Армении, Северной Осетии, Кемеровской области, Краснодарского края. Из Ставрополья прибыл 69-летний законник по кличке Косой. Некоторые источники в правоохранительных органах сообщают, что был и куратор Дальнего Востока Бриллиант.
Некоторые дальние гости прибыли в Ростовскую область на крыльях гражданской авиации. Одна только московская делегация насчитывала более двадцати человек. От принимающей — ростовской — стороны присутствовали недавно отбывший срок вор в законе Эдик-Красный (Краснов), Белый (Белов), Кирпич (Барсегов), а также Артюша (Деймуров), Дзус (Дзусов) и Грачонок (Мирошниченко). Дабы не привлекать внимания, в город просачивались по одной — по две машины. Некоторые автомобили притормаживали за квартал от места встречи, и коронованный пассажир под видом случайного прохожего пешком пробирался к ресторану. У входа в «Никопол» стояло всего лишь пять-шесть машин.
Обычно на встречах такого уровня рассматриваются кандидатуры, претендующие на титул воров в законе, происходит утверждение новых и развенчание проштрафившихся старых законников, обсуждается тема пополнения общака, тактика взаимоотношений с властями и т. д.
10 января на повестке дня стоял вопрос о проблемах взаимоотношений Деда Хасана с некоторыми ворами. В частности, с двумя братьями Огановыми, которые должны были прибыть на встречу из столицы (по другой информации, братья должны были пожаловать из Краснодара). Братья недовольны, что Хасан отходит от воровских традиций, увлекаясь бизнесом. Видимо, старый вор решил собрать сходку, чтобы поставить все точки над i и выработать со своими сторонниками (а таких за столом переговоров было процентов 70) тактику дальнейших взаимоотношений с братьями. Во всяком случае, специфика обсуждаемых вопросов была такова, что, по милицейским данным, встреча вполне могла окончиться если не вооруженной разборкой, то потасовкой… Но братья в этот день не приехали.
«Лицом к стене, руки за голову!»
Поблескивая перстнями и вставными зубами, ничего не подозревавшие воры восседали за шикарно сервированным столом переговоров. А в это время по направлению к «Никополу» мчались автобусы с парнями из СОБРа во главе с руководителями ростовского областного УОП. Задержание прошло за две-три минуты, без выстрелов и потасовки. «Солидные люди вели себя солидно»,- охарактеризовал реакцию воров на задержание начальник УОП Владимир Орлов. Делегатам приказали выйти из-за стола, положив руки на затылок, и повернуться к стене лицом. Кто-то из участников встречи, правда, попытался удрать, но, споткнувшись, угодил прямо в руки доблестных собровцев. При обыске оружия ни у кого не обнаружили. Возможно, оружие было у подручных, которые находились вне ресторана и в эпицентр операции по задержанию не попали. Лишь у 69-летнего ставропольчанина Косого оперативники нашли пакетик с опиумом.
Целью задержания было не только предотвращение разборок. Милиция располагала информацией, что среди собравшихся есть лица, находящиеся в федеральном розыске по подозрению в совершении тяжких преступлений. И таковых нашли. Ими оказались нижегородский вор Вагон, сыктывкарец Пичуга и один грузинский вор.
Всю компанию поместили в приемник-распределитель. В беседах с оперативниками одни, не смущаясь, заявляли: «Я — вор», — и гордо называли свою кличку, другие представлялись коммерсантами, инвалидами, пенсионерами… разве что не общественными деятелями.
А один из воров в разговоре с заместителем начальника УОП Геннадием Бондаренко горько пошутил: «Первый раз был на Дону, когда по малолетке сидел в азовской колонии. Приехал второй раз сюда — и опять к вам в руки попал. Серьезные вы ребята… «Геннадий Бондаренко, по долгу службы знакомый с обычаями и нравами воров в законе, заметил в беседе с корреспондентом N: «Задержание прошло без эксцессов потому, что мы ворвались настолько стремительно, что они не успели даже опомниться, а уж тем более что-то предпринять. Народ-то они бывалый, нервишки потрепанные…
Да к тому же в подобных ситуациях они бывали не раз, поэтому знали, как вести себя». После проверки документов всех воров сфотографировали в профиль и анфас «на память о встрече» и распустили по домам, оставив лишь тех, кто значился в розыске, да пенсионера с пакетиком опиума. Отпустили и Хасана.
«Беззубая» 210-я
Казалось бы, чего еще нужно: вот они, те самые пресловутые воры в законе, сливки криминального мира, тепленькие, да еще в таком составе. Берите их, допрашивайте, привлекайте, судите. Но воры в законе потому и зовутся таковыми, что сами они стараются не участвовать в грабежах, вымогательствах и убийствах. Этим занимаются бритоголовые беспредельщики-отморозки, которыми руководят авторитеты. Воры не принадлежат к группировкам, они могут лишь курировать их, помогая авторитетам решать спорные вопросы, советуют, консультируют, содействуя своими связями и, если нужно, деньгами.
Они живут по своим законам, суть которых сводится к противопоставлению себя гражданскому обществу и нормам морали. Вор в законе — это образ жизни, образ мысли. А воплощают эту мысль другие. Есть в Уголовном кодексе РФ 210-я статья «Организация преступного сообщества» (наказание – до пятнадцати лет лишения свободы). Но доказать такое преступление зачастую невозможно. Тем более что многочисленные комментарии к этой статье, на радость самым зубастым и высокооплачиваемым адвокатам и их коронованным клиентам, позволяют трактовать эту статью как душе угодно. Примеров этому больше чем предостаточно. Да и сами воры, за многие ходки изучившие юридические тонкости, по глупости руки в наручники не суют. А если и суют, то ненадолго. К тому же, по идее, тюрьма или колония для вора — дом родной.
Как и фешенебельные апартаменты элитных мировых курортов (хотя пресловутого киллера Солоника беспощадная рука его коллеги настигла и в Греции). После шахтинского задержания при обыске у воров нашли 200 тысяч долларов. А висящие, надетые на них и спрятанные в карманах золотые изделия при взвешивании потянули на десять с лишним килограммов. Смерть от пули киллера или при разборке — удел единиц. Чаще под пули попадают главари группировок или авторитеты-одиночки. Причины и обстоятельства подобных исходов подробно и смачно описаны в современных художественно-документальных бестселлерах о современной криминальщине.
Баба с возу…
Разочаровавшись в «тихости» Дона и его гостеприимстве, воры уехали. Происшедший казус наверняка скажется на авторитете Деда Хасана, инициировавшего проведение такого форума в Шахтах. Дело в том, что сходка в Шахтах — вторая неудачная попытка Хасана организовать воровское сборище. В 1995 году, на юбилей сочинского вора в законе по кличке Рантик, он собрал около 350 воров и авторитетов, которые сначала были задержаны, а потом отпущены. Но это, как говорится, теперь проблемы не жителей нашей области. Хотя проблемы могли быть, причем серьезные, если бы началась перестрелка, если бы в ресторане или рядом с ним оказались случайные люди… По крайней мере, донская милиция сумела предотвратить такое развитие событий. Теперь о донском «гостеприимстве» в преступном мире пойдет иная слава. Ну что ж, баба с возу — кобыле легче.