Разгром лидеров Курганской бригады
В Москве направлено в суд дело одного из лидеров курганской преступной группировки Андрея Колигова. Эта группировка известна прежде всего своей кровожадностью: за три года ее боевики совершили более 40 убийств воров в законе, криминальных авторитетов и их подручных из противоборствующих «бригад» — бауманской и коптевской. Среди их жертв такие известные в криминальном мире люди, как авторитеты Александр и Василий Наумовы, воры в законе Глобус и Бобон. Однако Колигова собираются судить не за бандитизм, а за хранение наркотиков.
Колигов был задержан ночью 30 января в международном аэропорту Шереметьево-2, через несколько дней после убийства лидера коптевской группировки Василия Наумова (Наума расстреляли возле офиса ГУВД Москвы). Милиционеры узнали, что Наума убили курганские боевики, и хотели получить более подробную информацию от Колигова. Но он не раскололся.
Тогда ему предъявили обвинение в хранении наркотиков — при задержании в кармане «авторитета» были найдены таблетки сильнодействующего наркотика МДМА. Передавать дело в суд следователи не спешили. Они надеялись доказать участие Колигова в многочисленных преступлениях, которые совершила курганская группировка.
Первые бандиты из Кургана перебрались в Москву в начале 90-х. Их пригласил ореховский лидер Сергей Тимофеев (Сильвестр). Его «бригада» в то время конфликтовала с бауманской группировкой и ореховским потребовалась силовая поддержка. По заданию Сильвестра начинающий курганский бандит, а в прошлом милиционер Александр Солоник, застрелил бауманских вожаков Глобуса и Бобона. Затем поступили новые заказы…
За особые заслуги курганцам были выделены коммерческие структуры, с которых они могли собирать дань. Но малым эта группировка довольствоваться не собиралась. В зону их интереса попал север Москвы, где хозяйничала коптевская братва. Вначале курганцы стали ее союзниками, но потом, постепенно убирая с дороги ее вожаков, получали контроль и над их фирмами. Таким образом за два с небольшим года курганцы устранили с дороги более 20 коптевских «авторитетов» и подконтрольных им бизнесменов. Среди них были братья Александр и Василий Наумовы (Наум-старший и Наум-младший).
Убийство последнего вызвало большой резонанс: еще ни разу со дня создания московской милиции убийства не совершались буквально на пороге ее офиса.
На расследование «разборок» были брошены огромные силы: ГУУР, ГУОП, МУР, РУОП, ФСБ и другие. В результате в течение небольшого времени вся верхушка группировки была арестована, а большинство совершенных курганцами убийств — раскрыты. Не удалось арестовать только трех курганских «авторитетов»: Солоника (в отместку за Наума его убили в Греции), Олега Нелюбина и Василия Игнатова. Двое последних скрылись за границей. Найти Нелюбина помог случай.
20 мая этого года в Амстердаме был убит преступный авторитет Виктор Баулис по прозвищу Энимал (от английского animal, животное), бежавший туда несколько лет назад из Латвии. Известность Баулис получил в середине 80-х, когда примкнул к самой влиятельной в Риге преступной группировке Ивана Харитонова (Харитон). Баулис быстро стал правой рукой Харитона — помогли его прекрасные физические данные, за которые, кстати, он и получил прозвище Энимал. Но в 1987 году Харитона и еще семерых его друзей за драку с хоккеистом рижского «Динамо» Олегом Знарком на четыре года упрятали за решетку. Знарок же был награжден медалью.
На следующий день после убийства Баулиса полиция задержала в Амстердаме интересную компанию: двух выходцев из России с греческими паспортами на имя Антонидиса и Калацидиса, а также некоего Владимира Селиверстова. Взяли их потому, что через час после убийства Баулиса они в спешном порядке съехали из гостиницы. Когда выяснилось, что задержанные ни одного слова по-гречески не знают, а общаются исключительно по-русски, голландцы обратились в ГУОП МВД России с просьбой помочь установить их личности.
Ответ на запрос превзошел все ожидания: оказалось, что Антонидис и Калацидис — это лидер курганской группировки Олег Нелюбин и его друг Максим Тарнопольский. Селиверстов также проходил по картотеке как член курганской группировки. Продержали Нелюбина, Тарнопольского и Селиверстова в Голландии четыре месяца, но доказать их причастность к убийству Баулиса не удалось. Однако на свободу они не вышли. Нелюбина и Селиверстова депортировали в Россию, где они разыскивались за бандитизм и организацию нескольких заказных убийств. А Тарнопольского выслали в Грецию, где он получил два года за поделку документов.
Между тем стали известны и возможные мотивы убийства Баулиса. Весной этого года генеральный прокурор Латвии Янис Скрастыньш заявил, что солнцевская и ореховская преступные группировки пытаются заставить латвийских бандитов ежемесячно платить в их «общак». Так было, пока латыши не заключили под стражу Харитона. Но уполномоченный Харитона Валерий Берлин (Цыган) платить в общак перестал. В начале года его взорвали, потом был убит Баулис, который имел с Цыганом общий нефтяной бизнес. Латвийская полиция предполагает, что все эти преступления совершила курганская группировка, которая обычно работала по солнцевским или ореховским заказам. Но доказать этого полиция пока не может.
Голландские полицейские не стали отправлять Нелюбина на родину под конвоем, ограничившись тем что проводили его до трапа самолета. В «Шереметьево» его уже ждали оперативники МУРа. Нелюбину было предъявлено обвинение в бандитизме. С его арестом операция по ликвидации курганской группировки в целом завершилась. Из лидеров банды на свободе только Игнатов. Он периодически выходит на связь с рядовыми боевиками группировки и требует, чтобы они «уничтожили вирусы, которые мешают нам жить» (то есть милиционеров). Но приказы его никто не выполняет.
Тем не менее московская милиция, готовясь к суду над Колиговым, принимает повышенные меры безопасности. Периодически в ГУВД поступает оперативная информация о том, что сообщники попытаются организовать «авторитету» побег или смягчат ему приговор взятками. Недавно милиционерами была задержана любовница Колигова, которая пыталась передать ему записку с сообщением о том, что нужным людям уже заплачено $50 тыс.
Впрочем, суд еще не приступил к рассмотрению этого дела. Приговоры вынесены по делам двух других курганцев. За убийства они получили восемь и пять лет лишения свободы. Что касается Нелюбина, то его дело будет передано в суд в лучшем случае через несколько месяцев.