Валерий Ледовских
В Санкт-Петербурге закончено следствие по делу лидера так называемого тамбовского преступного сообщества Валерия Ледовских и пятерых его подручных. Первоначально Ледовских был арестован по обвинению в вымогательстве $25 тыс. у петербургского предпринимателя Кирилла Шрайбера. Интересно, что вскоре он был отпущен из-под ареста, а затем следствие даже разрешило авторитету поехать за границу, в Швейцарию. Впрочем, скорее всего он вернется, так как суд ему мало чем угрожает: пострадавший Шрайбер уже отказался от всех своих обвинений.
Валерий Ледовских, которого называют фигурой номер 2 тамбовской ОПГ, был арестован в декабре 1993 года. Основанием для ареста послужило заявление Кирилла Шрайбера. С начала 1993 года тамбовские пытались обложить предпринимателя данью, но тот удачно от этого уклонялся. Более того, он совершил поступок, по бандитским понятиям совершенно недопустимый: сказал, что уже платит другому тамбовскому лидеру, Анджею — кличка Андрея Степанова, который был убит киллером в Будапеште в октябре прошлого года.
После того как выяснилось, что это не правда, Шрайберу была назначена встреча 1 апреля в кафе «Вечер». Во время объяснения Ледовских, как указано в материалах следствия, сгоряча приказал выплатить в качестве материального и морального ущерба $50 тыс. и дал срок в один месяц для того, чтобы собрать деньги. Несколько позже, посовещавшись, бандиты снизили штраф до $25 тыс. Шрайбер пытался слабо протестовать, и в ответ на это Ледовских якобы швырнул ему в голову тарелку «за гнилой базар» — именно эти слова фигурируют в материалах следствия.
Шрайбер надолго затаился, только в декабре 1993 года он рискнул обратиться с заявлением в РУОП при ГУВД Санкт-Петербурга. Именно в это время началась очередная милицейская чистка тамбовских петербургской милицией. В СИЗО «Кресты» оказалось несколько лидеров этой группировки. Операция прошла в связи с убийством крупного петербургского предпринимателя Сергея Бенешева, занимавшегося продажей нефтепродуктов.
После задержания Валерий Ледовских не отвечал на вопросы следователей около месяца. Только 19 января он потребовал, чтобы его допросили. На допросе он заявил, что 1 апреля 1993 года находился в Тольятти, о чем свидетельствует протокол инспектора ГАИ Амбросова (адвокат предоставил его следствию в тот же день), который задержал бандита за нарушение правил дорожного движения. После этого сотрудники петербургского РУОП побывали в Тольятти, где в журнале бланков строгой отчетности действительно обнаружили данный протокол, но написан он был между строчками и находился под сдвоенным номером. Оказалось, что сам инспектор Амбросов с лета 1993 года на службе не появлялся и из ГАИ был уволен. Позже выяснилось, что он посещал Санкт-Петербург, где приобрел BMW. Экспертиза протокола показала, что объяснения нарушителя в нем действительно написал сам Ледовских. Однако следователи выяснили, что сделано это было гораздо позже 1 апреля 1993 года, вероятнее всего в тот момент, когда подозреваемый уже находился в «Крестах».
В ходе следствия обвинение было переквалифицировано на суровую статью 77 УК РФ — бандитизм. Однако 15 марта прошлого года Смольненский нарсуд Петербурга выпустил Валерия Ледовских из-под ареста, взяв подписку о невыезде, по состоянию здоровья. В отличие от Анджея, который вышел по подписке практически в то же самое время и сразу же после этого скрылся, Ледовских исправно выполнял все требования следствия и всегда являлся по первой повестке. Поэтому, когда руководство фирмы «Интерконсалтинг», где Валерий Ледовских работает заместителем директора, обратилось с просьбой отпустить его в заграничную командировку, следствие на это согласилось. Ледовских аккуратно информировал представителей правоохранительных органов о своих перемещениях по Европе, что свидетельствует о его уверенности в положительном для него решении дела.
Вполне вероятно, что Ледовских неоднократно виделся в Швейцарии с Владимиром Кумариным, вожаком тамбовской группировки, с которым он дружит. Напомним, что Кумарин лечится в Швейцарии от ранений, полученных в ходе покушения на него 1 июня прошлого года. Тогда охранник бандита был убит автоматной очередью, а Кумарин попал в больницу в коматозном состоянии, но могучее здоровье и мастерство петербургских врачей спасли ему жизнь. В августе чартерным рейсом через Финляндию друзья авторитета вывезли его в Швейцарию для дальнейшего лечения, откуда он не торопится возвратиться в Санкт-Петербург.
Ввиду загруженности петербургских судов срок начала заседаний не назначен. Тем более что большинство судей просто не выражают горячего желания браться за дело Ледовских. Судя по спокойному поведения последнего он уверен в успешном для себя решении суда. Главный свидетель обвинения, Шрайбер, уже отказался от всех своих показаний.